МОСКВА — Министерство природных ресурсов и экологии России поручило провести срочную эвакуацию 16 ученых арктической научной станции, расположенной на плавающей льдине у берегов Канады. Причиной тому стало стремительное разрушение ледяного поля вокруг станции, в результате чего шансы сохранить станцию очень невелики.
Эта непростая ситуация вызвала острые споры в кругах российских исследователей Арктики по вопросу о том, каким образом можно будет продолжать исследования в условиях резко меняющегося климата и в той атмосфере, в которой погоня за недавно открытыми арктическими ресурсами становится одним из важнейших политических вопросов на международной арене.
«Становится все труднее найти подходящую льдину для размещения одной из таких станций, - комментирует Виктор Боярский – в прошлом ученый-полярник, а сейчас директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.
Пригодных льдин становится меньше, и они гораздо более подвижны, чем раньше. Экспедиция СП-40 (подлежащая эвакуации) просуществовала всего лишь 9 месяцев, и рядом нет пригодной плавучей льдины, на которую полярники могли бы перейти. Мы будем и дальше отправлять эти экспедиции, но это будет намного дороже. Самым лучшим вариантом было бы создать станцию, которая просуществовала бы два-три года, но, видимо, это уже в прошлом», - говорит он.
По подсчетам специалистов, дрейфующая станция «Северный полюс» СП-40 – одна из основных российских станций, расположенных на льдине и предназначенных для изучения всех вопросов окружающей среды в районе Арктики, достаточно надежна, и на ней можно будет работать до конца сентября. Она была создана девять месяцев назад, хотя группа ученых, которые должны находиться там постоянно, прибыла лишь в прошлом месяце.
Однако ученых поразило то, с какой скоростью плавучая льдина внезапно начала разрушаться в результате таяния пакового льда, поэтому пришлось принять решение покинуть базу.
Министр природных ресурсов и экологии в своем заявлении сказал: «Разрушение льда поставило под угрозу дальнейшую работу станции и жизнь ее персонала».
По сообщению государственного агентства РИА Новости, для проведения эвакуации станции будет направлен атомный ледокол «Ямал», который сейчас дрейфует в полярных льдах вблизи свободной экономической зоны Канады. Предположительно «Ямал» достигнет станции с оказавшимися в сложной ситуации учеными к 10 июня.
По словам специалистов, изучающих Арктику, дрейфующие научно-исследовательские станции являются одним из самых ценных источников информации, но их работа всегда была связана с опасностями. Еще раньше несколько таких станций пришлось покинуть из-за непредвиденного ухудшения состояния ледяного покрова.
Однако, среди причин ошибок в расчетах жизнеспособности станции СП-40 в последнее время все чаще называют интенсивное таяние арктических льдов в результате глобального потепления. По данным Международной метеорологической организации последние 10 лет стали самыми теплыми за всю историю наблюдений, а в сентябре минувшего года уровень арктических льдов достиг небывало низкого уровня.
Россия является одной из первых стран, которые получили информацию о глобальном потеплении, позволяющую прогнозировать ситуацию, в которой некогда скованная льдами Арктика в ближайшие несколько лет в летний период будет превращаться в водную гладь. Используя эти данные, Россия в числе первых смогла воспользоваться соответствующими стратегическими и экономическими преимуществами.
К таким преимуществам относятся возможность использовать северо-восточный судоходный путь вдоль северных берегов Сибири, с помощью которого можно будет сократить как минимум на две недели сроки перевозок между Дальним Востоком и Европой, появление новых ареалов рыбного промысла и новых перерабатывающих предприятий, а также подводных нефтяных месторождений и других ранее недоступных ресурсов.
Россия стремится захватить обширные территории Арктики, которые до этого контролировались несколькими прибрежными государствами, намереваясь превратить их в свои «особые экономические зоны». В настоящее время ведутся переговоры с правительствами других северных стран с целью мирного раздела континентального шельфа. Однако на всякий случай Россия еще и создала специальные Арктические войска с постоянно базирующимися подразделениями быстрого реагирования.
«В битве за сырье нельзя исключать возможность использования военных средств для решения возникающих проблем, которые могут нарушить равновесие сил у границ России и ее союзников», - заявил в 2008 году бывший в то время президентом Дмитрий Медведев.
Руководитель российской дрейфующей станции по изучению состояния ледяного покрова Владимир Соколов утверждает, что такие станции, как СП-40, предназначены исключительно для научных исследований и имеют большое значение для ученых в их работе по определению интенсивности и масштабов климатических изменений.
«Для нашей планеты полюса являются холодильниками, а экватор обогревателем. Распределение тепла осуществляется за счет процессов, происходящих в атмосфере и в океанах, поэтому полярные регионы полностью не замерзают, а экватор не превратился в пустыню… Экспедиции такого рода очень важны, потому что с их помощью мы можем отслеживать процессы теплообмена, происходящие в атмосфере и в океанах, а также определять влияние этих изменений на условия в Арктике. И нам надо найти способы, чтобы продолжать эти исследования», - говорит он.
По словам экспертов, если ситуация будет развиваться в том же направлении, России придется приступить к строительству искусственных платформ, способных выдержать в условиях изменения состояния ледяного покрова Арктики.
«Мы говорим об этом на протяжении 20 последних лет, но сейчас ситуация действительно становится критической», - говорит научный секретарь Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт Петербурге Виктор Дмитриев.
«Это сложная техническая задача. Чтобы создать базу, на которой ученые смогли бы жить и работать длительное время, понадобится платформа, которую не разрушат льды, и практически непотопляемая. И она будет стоить дорого. Но мы столько денег тратим на проекты вроде Олимпиады в Сочи, что будем надеяться, что можно будет найти немного денег и на такие важные дела, как это», - считает он.