17 мая в Симферополе со скандалом прошла премьера фильма «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева, который впервые показал на большом экране трагическую историю массовой депортации по приказу Сталина крымских татар в 1944 году. Кто бы подумал, что кого-то может не устраивать или даже раздражать констатация всем известного и официально признанного факта.
Впрочем, Кремль его отрицает, причем, даже преподносит в таком виде, который не соответствует исторической правде. По крайней мере, именно это девяти ветеранам войны и сослуживцам героя фильма Аметхана Султана объяснили в Генеральном консульстве Российской Федерации в Крыму. За два часа до премьеры им настойчиво советовали не посещать показ ленты. Позже генконсул РФ в Симферополе Владимир Андреев заявил в интервью каналу АТР, что фильм «искажает историю Великой Отечественной войны», и посоветовал крымским татарам не замалчивать «тематику предательства». «Все, что я сегодня сказал, – это совершенно официально. Вот запишите и прокручивайте любому крымскому татарину. Мое слово и слово России должно звучать, должно быть известно», – заявил Андреев.
Учитывая посредственный уровень большинства украинских кинокартин, снятых в последние годы, «Хайтарма» выбивается в первые ряды качественного кинематографа, причем на всех уровнях восприятия. Сценарий написал кинодраматург Николай Рыбалка, финансирование было частное (1,5 миллиона долларов). На роли пригласили известных актеров, среди которых Алексей Горбунов, Андрей Саминин, Юрий Цурило и Дмитрий Суржиков, а за режиссуру взялся Сейтаблаев, и ему, как крымскому татарину, сам Бог велел это сделать. Для него этот проект был так же принципиально важен, как в свое время для Стивена Спилберга «Список Шиндлера» или для Анджея Вайды «Катынь». И Ахтему удалось реализовать масштабный замысел: в фильме, который рассказывает о нескольких днях из жизни летчика-аса Аметхана Султана, все на своих местах, четкая и хорошо проработанная военная история, мелодраматические моменты общения героя с друзьями, семьей и любимой, трагический, визуально впечатляющий финал. Это явная победа постановщика: можно смело констатировать его режиссерский рост после откровенно слабых «Чемпионов из подворотни». Однако в нашем болоте, похоже, профессиональные победы кинематографистов никому не нужны, даже колют глаза. В «Хайтарме» (это название национального танца, который символизирует возвращение) использованы только факты: что с 18 по 20 мая 1944 года все крымские татары (по советскому определению, как предатели и сторонники фашистов) были выселены из их домов, посажены в поезда и вывезены в Казахстан, Узбекистан и на Урал; что было депортировано почти 250 тыс. человек; что 46% из них умерли от голода и болезней, а это вчетверо превышает количество их соплеменников, убитых за всю Вторую мировую, и что 30 тысяч представителей этого народа, которые вернулись домой, повоевав в рядах Красной армии, по окончании войны также были депортированы. За исключением погибших в дороге татар, это официальные сведения, признанные еще в 1989 году Верховным Советом СССР. Однако буквально год назад лидер коммунистов Петр Симоненко, споря с общепринятыми фактами, выразил мнение, что, мол, так им и надо было, чем фактически подтвердил геноцид, который терминологически и требуют признать крымские татары.
Сейчас фильм «Хайтарма» показывают только в одном кинотеатре страны, в городе Симферополе, поскольку крупные киевские дистрибьюторы отказали ему на основании «отсутствия коммерческой выгоды от проката такого кино». Сложно согласиться с их видением, ведь его очевидную ангажированность подтверждает противостояние создателей ленты и администрации симферопольского кинотеатра, которая в последний момент, передумав, хотела было отменить премьеру. Пока выход на широкие экраны качественной украинской киноленты находится под большим вопросом, в Госкино, которое выдало «Хайтарме» прокатное удостоверение, уже поступают запросы от провластных политиков: «А не разжигает ли фильм межнациональной розни?» Знакомая песня, не правда ли?