США планируют, используя Афганистан, предпринять энергичные меры по развитию своего влияния в ЦА регионе. Стратегическая цель ясна: отдалить страны центральноазиатского региона от тесного сотрудничества, в первую очередь, с Россией и Китаем путем развития альтернативных железнодорожных и автомобильных путей через Афганистан к портам в Пакистане, в Персидском заливе, а также Индийском океане. Об этом узбекский эксперт Тимур Абидов сказал в проекте виртуальной дискуссии «Центральная Евразия» под руководством Владимира Парамонова.
Однако, для стран Центральной Азии такое сотрудничество, наряду с экономическими выгодами таит в себе угрозы, учитывая перманентную нестабильность как на территории самого Афганистана, так Пакистана и Ирана. В свою очередь, России и Китаю необходимо предпринять более активные меры (что уже становится заметным в настоящее время) по усилению интеграционных процессов в рамках формирования Евразийского союза и развития ШОС, - считает эксперт.
Соглашусь, что, скорее всего, основными целями США в Центральной Азии является оказание давления на Россию и Китай. Представляется, что это вполне возможно, так как только лишь наличие локальных очагов нестабильности может объяснять и оправдать нахождение США в регионе, хотя объективных предпосылок или необходимости для этого практически не просматривается, - заявил Тимур Абидов.
Вероятным выглядит вариант при котором присутствие США/НАТО в регионе подвергнется видоизменению: оно, скорее всего, не увеличится или даже сократится в таких странах как Таджикистан и Киргизия. В силу экономической зависимости этих стран от России, скорее всего, до конца 2015 года произойдет их вступление в Таможенный союз, а также активизация сотрудничества в рамках ШОС.
Узбекистан, скорее всего, также не допустит усиления военного влияния США/НАТО на своей территории по нескольким причинам: помня скрытую роль Запада в попытке дестабилизации ситуации в стране весной 2005 года, а также не желая попадать в зависимость от каких бы то ни было военных блоков. В свою очередь, Туркменистан рассматривает любое иностранное присутствие на своей территории в качестве угрозы стабильности и поэтому, скорее всего, не пойдет на сближение с США/НАТО, - скзал эксперт.
Тем не менее, вполне вероятно увеличение присутствия США/НАТО в Казахстане за счет появления морской базы на Каспии, так как Казахстан сейчас озабочен вопросом сбалансирования направлений военного сотрудничества.
Скорее всего, основой нынешнего расширения военно-технических связей США и НАТО со странами Центральной Азии является необходимость оперативного, безопасного и более дешевого вывода техники и грузов из Афганистана. По его словам, именно этим объясняется и высокое внимание США к Узбекистану, так как через его территорию будет выведено больше грузов, чем через все остальные страны Центральной Азии вместе взятые, - отметил Тимур Абидов.
Вместе с тем, США и НАТО попытаются перенаправить торгово-экономический вектор стран региона в южном направлении, с целью как ослабления влияния России и Китая, так и укрепления своего влияния в Афганистане: путем оживления и ускорения развития экономики Афганистана через переформатирование торговых путей.
При этом, переход стран региона на военно-технические стандарты НАТО в обозримом будущем вряд ли будет осуществлен, так как ни одна из стран региона не планирует стать членом НАТО и не хочет иметь полную зависимость в поставках вооружения и комплектовании вооруженных сил от одной страны или организации. Поэтому в ближайшие годы мы будем свидетелями движения по диверсификации поставок вооружения в страны Центральной Азии, - отметил Т.Абидов.
Наиболее вероятно, что такие страны как Киргизия и Таджикистан будут максимально укомплектованы вооружением стандарта ОДКБ, то есть в первую очередь стандарта российской армии, а Узбекистан, Казахстан и, частично, Туркменистан, будут стараться энергично предпринимать меры по закупке как российского, так и западного, а в перспективе, возможно, и китайского вооружения, - считает эксперт.
Это является оправданной мерой в условиях вполне вероятной активизации различных экстремистских сил. Однако, при этом, вряд ли цели и планы экстремистских организаций по захвату власти будут достигнуты. Основная причина в том, что это не отвечает интересам не только самих стран Центральной Азии, но и интересам ведущих держав: России, США и Китая. В случае осуществления подобных сценариев, данные державы рискуют получить колоссальные очаги напряженности и лишиться возможности проецировать свое влияние на регион, - заключил он.