14 февраля 1944 года произошло знаковое событие для немецкой организационной структуры: Абвер (военная разведка и контрразведка) перешел под контроль Главного управления имперской безопасности, то есть службы разведки и контрразведки нацистов. Адмирал Канарис был освобожден от занимаемой должности, а в июле его задержали по подозрению в участии в заговоре по смещению Гитлера. Это слияние, безусловно, вызвало недовольство многих людей и принесло неразбериху в немецкие разведслужбы, которые и так уже запутались в потоке дезинформации союзников. Поступавшие к ним сведения были настолько противоречивыми, что немецкое военное руководство пришло в замешательство. Начальник штаба фон Рундштедта (главнокомандующий группы армий «D») генерал Блюментритт так прокомментировал ситуацию: «Мы получаем очень мало достоверных сведений и туманные донесения из зон сосредоточения британских и американских сил на юге Англии. У нас было небольшое число немецких агентов, которые сообщали нам по радио об увиденном, но им не удалось узнать ничего существенного, и никакие из полученных сведений не дали точных указаний насчет места высадки».
Блюментритту было неизвестно, что его агенты в Великобритании находились под контролем Комитета ХХ. В период с 1 мая по 6 июня 1944 года Кригсмарине получил в общей сложности 173 отчета с разведданными насчет «вторжения» союзников. В них утверждалось следующее:
— Высадка произойдет где-то между Соммой и Бельгией в период с 10 по 21 мая;
— Высадки не будет до июля-августа;
— Высадка союзников назначена на середину мая;
— Донесение от 16 мая: высадка назначена на 20 число в Шербуре;
— Высадка союзных сил произойдет 19 и 20 мая после авиадесанта на севере Франции;
— Высадка союзников начнется с Дании, не позднее 15 июня;
— Высадка союзников была отложена из-за укрепления немецких оборонных сооружений на побережье;
— Высадка намечена на период с 21 мая по 20 июня;
— Высадка произойдет летом по следующей схеме: отвлекающий маневр на левом крыле в Дании, еще один на правом крыле в Бельгии, основной удар нацелен на Гамбург;
— Высадка отложена на осень из-за ограниченных возможностей союзной авиации;
— Высадка в ночь с 22 на 23 августа во время отлива;
— В ближайшее время высадки не будет.
Легко понять замешательство немецких спецслужб при виде такого потока противоречивых сведений от опытных агентов... которые на самом деле были сотрудниками Комитета ХХ.
Верховное командование Вермахта обвинило Кригсмарине в том, что ему ничего не удалось выяснить о подготовке операции союзников. В результате он провел подробный анализ 173 полученных донесений. В существовавшем всего в семи экземплярах секретном отчете были сделаны такие выводы:
— 102 из них были полностью ложными (59%);
— семь были слишком неточными (4%);
— 26 содержали возможные, но не подлежащие проверке сведения (15%);
— 24 содержали частично точные сведения, которые можно было подтвердить... только по факту высадки (14%);
— 14 были точны, но об этом стало известно уже после высадки (8%).
В одном из донесений сообщалось точное место высадки, но оно пришло уже 6 июня. Источником всех разведданных был Комитет ХХ. Последнее, верное донесение тоже было отправлено агентом комитета: тем самым он намеревался сохранить доверие немцев, чтобы затем снова ввести их в заблуждение после 6 июня. 23 марта 1945 года главнокомандующий Кригсмарине отправил в Верховное командование Вермахта отчет следующего содержания: «Мы вынуждены предположить, что все большее число информаторов на самом деле являются двойными агентами, которые передают нам сфабрикованные врагом разведданные». «Противник внимательно следил за сохранением секретности и элемента неожиданности во время подготовки и высадки», — отмечается в документе.
Этот доклад стал признанием эффективности дезинформационной стратегии, которой удалось утаить от немцев или заставить их не обратить внимание на то, что, казалось бы, невозможно скрыть, по меньшей мере, с приближением даты высадки: активизация бомбардировок и сброса помощи отрядам Сопротивления, усиление ПВО у южного побережья Англии, принятие мер против поездок иностранных дипломатов и разрыв каналов связи с их столицами, расширение радиообмена... В немецком флоте знали, что в отличие от остального побережья союзники не стали минировать устье Сены. Тем не менее, все эти факты утонули в таком мощном потоке фальшивых донесений, что немецкие спецслужбы были не в состоянии отделить правду от лжи. Дезинформационные операции Bodyguard и Fortitude затуманили взор немецких разведчиков и привлекли все их внимание к Па-де-Кале.
23 мая 1944 года немецкие вооруженные силы включали в себя:
— 39 дивизий различного назначения и 25 бронетанковых дивизий в СССР;
— 43 дивизии различного назначения и 9 бронетанковых дивизий в Италии и на Балканах;
— 76 дивизий различного назначения и 1-й танковый корпус в Западной Европе (Нидерланды, Дания, Норвегия, Бельгия и Франция).
5 июня, накануне высадки, на территории Франции находились 59 немецких дивизий, и из них всего семь на территории Нормандии (четыре на позициях).
Немцы поддались дезинформации и значительно переоценили численность союзных сил в Великобритании. 30 мая 1944 года разведке удалось перехватить направленный в Токио отчет о встрече с Гитлером японского посла Осимы. Как отмечается в документе, Фюрер был убежден, что в распоряжении союзников в Великобритании имеется от 80 до 90 дивизий, и что, несмотря на возможные отвлекающие маневры в Норвегии и Нормандии, главным направлением удара должен был стать Па-де-Кале.
Мнение Гитлера насчет сил противника основывалось на анализе немецких спецслужб, которые сошлись на вероятности наличия у союзников 80 дивизий. На самом деле их было всего 47. Дезинформационная операция увенчалась огромным успехом. Немецкие маршалы фон Рундштедт и Роммель пришли в замешательство. Фон Рундштедт был убежден, что высадка союзников произойдет в самом узком месте Ла-Манша, то есть в Па-де-Кале. И до конца не изменил своих взглядов. Роммель придерживался того же мнения, но «на всякий случай» посчитал нужным ускорить подготовку оборонительных сооружений на пляжах в Нормандии. «Вторжение случится не раньше августа», — сказал он начальнику штаба 352-й дивизии в конце мая 1944 года. Таким образом, он не стал рассредоточивать силы XV армии, которая в тот момент находилась в Па-де-Кале.
У Гитлера время от времени все же возникали сомнения. В какой-то момент все его внимание приковал к себе Шербур. Он был убежден, что союзники захотят захватить этот порт, но в целом придерживался старого мнения: «Основные силы высадятся в Па-де-Кале... Высадка в любом другом месте будет всего лишь отвлекающим маневром». 1 июня 1944 года в генеральном штабе XV армии в Туркуэне операторы прослушки отметили в эфире ВВС такое личное послание: «Долгие стенания осенних скрипок...» XV была приведена в боевую готовность... Потому что этот сигнал, о котором немцам стало известно в 1943 году, предназначался для диверсионных отрядов на севере Сены и служил приказом начать саботаж. Только вот никаких отрядов на самом деле-то не было... В штабе XV армии было также известно, что вторая часть послания будет означать 24-часовую готовность к операции... если, конечно, ее не отменят в последний момент, как это уже было несколько раз. Кроме того, раз диверсантов предупредили, значит, высадка должна был пройти в зоне XV армии.
Вечером 5 июня большая часть XV армии все еще находилась на севере Сены. В Нормандии же стояла только одна бронетанковая дивизия. Фон Рундштедт направил в Верховное командование Вермахта следующее донесение: «В подготовке союзников к наступлению наблюдается существенный прогресс. Оценка подвергшихся бомбардировке объектов позволяет предположить, что нападение произойдет где-то на территории между Шельдой и Нормандией или даже Бретанью. Бомбардировки прибрежных оборонительных сооружений между Дюнкерком и Дьеппом, мостов на Сене и Уазе, а также дорог между Руаном и Парижем указывают на широкие масштабы высадки. Тем не менее, на ее проведение в ближайшем будущем ничего не указывает».
Жан Дев, бывший глава разведслужбы французских сил в Лаосе (1949-1953) и директор национальной полиции Лаоса, политический советник премьер-министра по вопросам национальной безопасности.