Лондонское бюро путешествий, специализирующееся на поездках в места повышенного риска, предлагает отправиться в Чернобыль, Пхеньян, Тегеран и другие опасные места. Тем, кто обвиняет агентство в организации "человеческих сафари", владелец бюро говорит следующее: "Таким образом мы можем пробить брешь в изоляционной стене".
Несколько сотен евро, чтобы увидеть то, что немногие в мире видели: разрушенный Чернобыль и призрачный город Припять, бронированные дворцы Пхеньяна, закрытый Иран, постоянно готовящийся к войне.
Организацией подобного типа путешествий занимается лондонское агентство геополитического туризма Lupin Travel. Среди указанных мест, куда можно съездить, фигурируют Северная Корея, Иран, Чернобыль и Туркмения. Эти необычные страны расширяют границы туризма.
"Число желающих посетить предложенные страны растет, хотя в целом таких туристов пока немного, - объясняет служащий агентства Дилан Харрис. - Большинство людей желает проводить свой отпуск на пляже, ничего не делая. Мы предлагаем нечто иное, такое нигде больше не предлагается".
Организовать путешествие в закрытую страну непросто. Например, чтобы посетить Пхеньян, нужно отправиться сначала в Китай, в Дэндонг, откуда организуется четырехдневный тур: сначала - к границе с Северной Кореей, которую необходимо пересечь в автобусе, а потом нужно пересесть на поезд. Туристы не могут брать с собой сотовые телефоны, видеокамеры и ни в коем случае не должны быть журналистами. Меньше ограничений для путешествия по Ирану, но тот, кто туда отправляется, должен забыть о шортах, рубашках с короткими рукавами и алкогольных напитках. В призрачную Припять, украинский город, где никто больше не живет со времени взрыва в 1986 году, могут попасть только совершеннолетние.
Цены тоже вполне доступные: четырехдневный тур в Пхеньян стоит примерно 800 евро, в Чернобыль - 199 евро (к этим цифрам надо добавить стоимость перелета, проживания в гостиницах и всего остального).
Но если лондонское агентство занимается всем тем, что необходимо с практической точки зрения (от въездной визы до гостиниц и организации тура), у путешественников все-таки остаются проблемы двух типов. Первая проблема касается безопасности, столкновения с жесткими мерами тоталитарных режимов, враждебно настроенных ко всему западному. Вторая проблема затрагивает мораль, этику: путешественник как бы сует свой нос в места трагедии, где правит диктатура. Его сопровождает неприятное чувство, что он переживает ужас местных жителей за аперитивом, публикуя фотографии в сети Facebook, покупая экзотические открытки, как это делают пресыщенные туристы.
"Проблемы существуют, я не собираюсь это отрицать. Я тоже ставил перед собой подобные вопросы, прежде, чем открыть это агентство, - объясняет Харрис. - Но я сказал себе, что стоит рискнуть. Отправить туристов в Северную Корею или Иран означает поцарапать хотя бы на миллиметр плотную стену излоляции и молчания, которая отделяет эти страны от остального мира. Путешествие западных людей в Пхеньян позволяет городу познакомиться с новыми лицами и способами жизни. В противном случает жители этого города так бы и не увидели других людей. Например, почти никому не известно, что корейскими туристическими гидами являются дети государственных чиновников, обычно в возрасте 20-30 лет. Эти молодые люди, ведущие сегодня экскурсии, завтра могут занять важные посты в государстве. В отличие от их отцов, они видели, были знакомы и беседовали с иностранцами. Возможно, это обстоятельство подтолкнет их в будущем к большей открытости".
Что касается проблем безопасности путешественников, то Харрис успокаивает: "В наших поездках, как в любых других, туристы должны обладать здравым смыслом и уважать местные обычаи и законы". Следовательно, ни капли алкоголя и никаких сексуальных притязаний по отношению к местному населению в исламских странах. Никаких фотографий правительственных и военных зданий в Пхеньяне: "В Корее туристы являются гостями правительства, которое обязуется обеспечить нормальное протекание их визита. Конечно, нужно соблюдать скромность и сдержанность, требуемые властями. Несмотря на все сказанное, ни один турист, попытавшийся сделать фотографию, не был арестован. Его только заставили уничтожить кадры".