Когда три года назад Лукашенко предоставил в Белоруссии политическое убежище свергнутому киргизскому руководителю Курманбеку Бакиеву, казалось, были удовлетворены все.
Вот недавно бывший президент Киргизии Роза Отунбаева заявила, что она дала согласие на отъезд Бакиева в Белоруссию, уважая просьбу президентов России, США и Казахстана. То есть великие державы нашли страну, которую не жалко, которой нечего терять с точки зрения международной репутации, чтобы снять политическую напряженность в Кыргызстане. С другой стороны, доволен был и Лукашенко.
Он оказался на короткий момент в центре внимания мировых СМИ. К тому же это была психологическая компенсация за пережитый страх: как легко свергли полновластного правителя, да еще с молчаливого согласия России. Прошло три года. Казалось бы, политическая острота тогдашней события притупилась, она стала историей. Однако теперь выясняется, что это не так.
Киргизия требует от Белоруссии выдачи Бакиева и его сторонников, которые скрываются в Белоруссии. По кыргызским источникам, на белорусской территории находится не только брат Бакиева, но и около 30 граждан Кыргызстана, которых ищут правоохранительные органы этой страны. Таким образом, дело Бакиева превратилось в политическую проблему внешней политики Белоруссии. Она стала занозой, раной, которая щемит.
Но дело Бакиева портит не только двусторонние белорусско-киргизские отношения. Поскольку Белоруссия и Киргизия входят в ряд интеграционных объединений (СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС), то это становится проблемой для процессов интеграции на постсоветском пространстве. О чем свидетельствует игнорирование Лукашенко неформального саммита ОДКБ в Бишкеке. А с учетом того, что Кыргызстан хочет присоединиться к Евразийскому союзу в составе Белоруссии, России и Казахстана, то это создает новую дипломатическую коллизию. Вдумайтесь в ситуацию: тесный союз стремятся построить страны, которые взаимно отозвали своих послов. Как известно, отзыв послов - это акт дипломатической войны.
Более того, дело Бакиева уже превратилось и в личную проблему Лукашенко. Он отказался ехать в столицу Кыргызстана Бишкек на неформальный саммит ОДКБ в последний момент. Интересно, что еще в марте Лукашенко собирался лететь на это мероприятие. Он встречался с генеральным секретарем ОДКБ Бордюжей и обсуждал повестку дня заседания в Бишкеке. Но вдруг передумал.
В 2010 году, когда Лукашенко предоставил политическое убежище Бакиеву, он всячески подчеркивал, что тот - законный президент, а власть в Киргизии захватили бандиты. И вот теперь к этим «бандитам» надо ехать в гости. Одно это уже неприятно.
Но это еще не все. Кыргызские СМИ сообщали, что во время визита Лукашенко в Бишкек там пройдут акции протеста. Люди собирались требовать выдачи Бакиева, которого в Киргизии считают преступником. А вот это уже серьезный удар по тому образу, который белорусский лидер презентует много лет.
Дело в том, что Лукашенко считает себя политиком очень популярным на постсоветском пространстве. В 1990-е годы его встречали во многих местах бывшего СССР толпы поклонников. Поскольку тогда он создал имидж главного интегратора, а ностальгия по Советскому Союзу была велика. И вот теперь мог состояться прецедент. Не в какой-нибудь Литве или Польше, а в постсоветской стране его могла встретить толпа протестующих.
И он испугался. Решил не ехать в Бишкек. Но получилось очень неуклюже. 28 мая, во вторник, главы стран-членов ОДКБ летят в Бишкек на саммит этой организации. А Лукашенко в это же самое время летит в соседнюю столицу – в Астану, на заседание Высшего Евразийского экономического совета, которое, как предполагалось, должно было начаться вечером того же дня. Однако саммит ОДКБ в Бишкеке затянулся. И заседание в Астане началось только днем 29 мая, в среду. И Лукашенко целые сутки ждал, пока прилетят Путин и Назарбаев.
Когда говорят о международной изоляции Белоруссии, то речь в первую очередь идет о напряженных отношениях со странами вне СНГ. Ждать приема руководителями других государств, сидя в засаде Лукашенко не в диковинку. В марте он почти пять суток ждал в Объединенных Арабских Эмиратах, когда его примет глава государства, но так и не дождался. И вот теперь выясняется, что даже на постсоветском пространстве глава Белоруссии - в изоляции.
Вот так через три года дело Бакиева отозвалась неожиданным эхом, даже бумерангом. И напомнила, что за глупые решения приходится расплачиваться.
Перевод: Светлана Тиванова.