Сергей Гуриев — один из самых известных экономистов в России. Теперь он будет следить за ситуацией в стране издалека. 29 мая в прессе и социальных сетях поднялась шумиха по поводу его ухода с поста ректора Российской экономической школы, который он занимал еще с 2004 года. Сейчас Гуриев находится в Париже, чтобы избежать преследования российских правоохранительных органов. Его знакомые в государственных кругах сообщили ему о нависшей над ним угрозе.
В Москве сейчас разворачивается широкомасштабное наступление на самых видных деятелей оппозиции (таких как адвокат Алексей Навальный), а также либерального крыла элиты (к нему относился Гуриев), которое сформировалось при президенте Дмитрии Медведеве в напрасной надежде на то, что тот сможет стать альтернативой Владимиру Путину.
Месяц назад Гуриева допросили как свидетеля по делу ЮКОСа. Следователи провели обыск в его кабинете и получили доступ к его электронной почте. Бывший глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский находится за решеткой с 2003 года, когда ему дали восемь лет колонии. В конце 2010 года его приговорили еще к шести годам тюрьмы за хищение нефти и отмывание денег.
«Я свободный человек»
В начале 2011 года Гуриева назначили в комитет независимых экспертов, которым было поручено дать оценку обоснованности второго приговора. Он посчитал, что для проведения процесса не было оснований. Тем не менее, в 2012 году Следственный комитет сообщил, что подозревает некоторых экспертов в конфликте интересов: они якобы получали средства от ЮКОСа.
Возвращение Владимира Путина в Кремль весной 2012 года, всего несколько месяцев спустя после беспрецедентных гражданских протестов против фальсификаций на выборах, повлекло за собой усиление репрессий. Одним из его сторон стало ужесточение контроля над элитой, чья верность Кремлю выглядела чересчур неустойчивой. Гуриев нередко критиковал власть, причем в довольно едких выражениях. Он даже говорил о возможном крушении режима из-за хронической коррупции.
В статье на сайте Slon.ru 15 мая 2012 года (всего неделю спустя после инаугурации Путина) он пообещал финансовую поддержку фонду глашатая борьбы с коррупцией в стране Алексея Навального, которого сейчас судят в Кирове. Помощь оказалась значимой не в силу предложенной суммы, а из-за непокорности власти: «Не боюсь ли я поддерживать оппозиционного политика? Нет. Я — свободный человек. Я знаю, что до тех пор, пока я не нарушаю закон, никто не может запрещать мне что-то говорить и что-то делать. Могу ли я заблуждаться? Конечно. Вполне возможно, что я неправ. Вполне возможно, что в сегодняшней России те, кто говорят то, что думают, и те, кто дает деньги оппозиционным политикам, должны опасаться за свое благополучие. Но, как это ни парадоксально, в этом случае нам тем более надо поддерживать оппозиционных политиков — по крайней мере, тех, кто отстаивает наши права и свободы».