Пекин – Согласно первому за последние 60 лет масштабному исследованию, огромное число пожилых китайцев страдают от нищеты, болезней и депрессии, и это стало серьезной проблемой для Пекина, а также одним из самых уязвимых мест китайской экономики.
Результаты исследования условий жизни 185 миллионов пожилых китайцев представляют собой довольно мрачную картину, которая противоречит попыткам правительства построить то, что оно называет «гармоничным обществом», то есть обществом, где на первое место ставится благосостояние людей, а не просто экономический рост. Если говорить о поколении, которое сделало возможным стремительный рост китайской экономики, то 22,9% его представителей или 42,4 миллиона человек живут в нищете, тратя на жизнь всего 3200 юаней (522 доллара) в год.
Страх оказаться на старости лет за чертой бедности, который заставляет многих китайцев делать накопления, мешает Пекину достичь еще одной его цели, а именно перебалансировать экономику в сторону более выраженного потребления.
В исследовании, проведенном учеными из Китая и других государств, приняли участие 17708 человек из 28 китайских провинций. Частично его профинансировало правительство Китая посредством одного из научных фондов. Хотя эксперты отдали должное китайскому правительству, отметив повышение размера пенсий и расширение сферы действия системы здравоохранения, они пришли к выводу, что физическая недееспособность и заболевания психического характера являются чрезвычайно распространенной проблемой в Китае: 38,1% опрошенных сообщили о трудностях в выполнении повседневной дел, а 40% продемонстрировали явные симптомы депрессии.
Сравнивать Китай с другими странами не представляется возможным из-за различий в критериях оценки, однако уровень бедности, инвалидности и депрессии в этой стране, очевидно, является относительно высоким. По данным Бюро государственной статистики, уровень бедности среди американцев старше 65 лет составляет 8,7%. Согласно другому исследованию, физически недееспособными являются 26-27% пожилых американцев, а уровень депрессии среди них также ниже уровня депрессии среди пожилого населения Китая.
Джон Стросс (John Strauss), профессор из Университета Южной Калифорнии и один из руководителей этого исследования считает, что одной из причин высокого уровня бедности в Китае является относительно низкий уровень развития. «Мы не должны забывать, что Китай до сих пор является развивающейся экономикой, а вовсе не страной с высоким уровнем доходов», - объяснил он.
Стремительное старение населения в значительной степени усугубляет сложившуюся ситуацию. Согласно прогнозам ООН, число пожилых людей на каждую сотню трудоспособных членов общества – известное как коэффициент демографической нагрузки – вырастет с 11% в 2010 году до 42% в 2050 году.
В будущем другие страны также столкнутся с ростом коэффициента демографической зависимости. Однако темпы старения населения Китая, ставшие результатом политики одного ребенка, чрезвычайно высокие.
Как обнаружили исследователи, 88,7% пожилых людей, нуждающихся в помощи в повседневной жизни, получают ее от членов своих семей. Однако политика одного ребенка и переезд молодых китайцев в города ради заработка угрожают уничтожить традицию, в рамках которой дети заботятся о своих пожилых родителях.
Ситуация в Китае уникальна еще и потому, что он столкнулся с проблемой стремительного старения населения, все еще оставаясь бедной страной. «Население других стран тоже стареет, но при этом они богаты, - отмечает Альберт Парк (Albert Park), профессор Гонконгского университета науки и технологии и один из руководителей исследования. – Китай постареет на относительно ранней ступени своего развития».
Ю Байхуэй (Yu Baihui) стала одной из тех, кто остро нуждается в помощи. 73-летняя г-жа Ю живет со своим мужем в ветхом доме в Жэньша, городе с населением в 31 тысячу человек рядом с Чунцином на западе Китая. Как и многие другие нищие китайские старики, в прошлом она вела свое фермерское хозяйство, будучи уже слишком пожилой, чтобы воспользоваться преимуществами стремительно развивающейся экономики, увлекшей более молодое поколение на фабрики Китая. Система социальных привилегий обошла ее стороной, поскольку она рассчитана в первую очередь на жителей городов.
«Мои родители не получают пенсию или какие-либо другие пособия», - говорит Люо Чженфэн (Luo Zhengfeng), сын г-жи Ю, который продает зонтики и туристические карты в Чунцине, чтобы прокормить своих жену, ребенка и пожилых родителей.
Очевидно, бурная история Китая также оказала определенное влияние на поколение, которому довелось стать ее свидетелями. «Китайские старики пережили голод 1950-х годов и тревожные времена Культурной революции, - отмечает г-н Парк. – Такой пережитый в молодости опыт накладывает заметный отпечаток на физическое и психическое здоровье людей».
Теоретически уважение к старшим глубоко укоренилось в культуре Китая. Конфуций, основа китайской культуры, чья популярность периодически переживала всплески, когда китайским лидерам необходимо было найти новые источники своей легитимности, настаивает на почитании пожилых людей.
Во время своего визита в один из домов Тяньцзиня, где жили престарелые люди, бывший президент Китая Ху Цзиньтао еще раз озвучил эту мысль, задав таким образом тон правительственных заявлений, касающихся престарелых граждан страны. «Уважение и забота о пожилых людях – это не только китайская традиция, но и символ национальной цивилизации и прогресса», - сказал он тогда.
Г-н Ху высказывался в пользу более инклюзивной формы развития с расширением системы государственных пенсий и здравоохранения. Результаты проведенного в Китае исследования свидетельствуют о том, что все эти попытки не принесли никаких значимых результатов.
Повсеместная бедность среди пожилого населения Китая препятствует попыткам властей страны стабилизировать экономику, уменьшив долю накоплений и инвестиций и увеличив долю потребления. Несмотря на быстрый рост заработной платы – по официальным данным, за прошедший год зарплата работников частного сектора выросла на 14% - люди до сих тратят деньги с неохотой. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что они хотят защитить себя от бедности в старости. «Надеюсь, у правительства проснется совесть, и оно начнет выделять больше средств на выплату пенсии, - говорит Сесилия Ван (Cecilia Wang), 30-летняя переводчица в одном из деловых журналов в Пекине. – Но поскольку оно этого не делает, нам придется откладывать деньги самостоятельно».
Между тем, Китаю удалось достичь некоторых успехов в расширении системы социального обеспечения. По данным Министерства трудовых ресурсов и социальной безопасности, в 2003 году, когда к власти пришел г-н Ху, пенсию получали 155 миллионов городских жителей, а в 2012 году система пенсионного обеспечения охватывала уже 304 миллиона человек. Уровень пенсионного обеспечения сельских жителей рос еще более стремительными темпами. Однако размер пенсии, предоставляемой в соответствии с существующими схемами, во многих случаях остается неадекватным. По результатам исследования, в среднем граждане, которым государство выплачивает пенсию, получают всего 720 юаней в год.
В настоящее время медицинская страховка есть у 90% пожилого населения Китая, однако фактические расходы людей на лечение до сих пор остаются достаточно высокими. «В прошлом году у моей матери был инсульт, больница выставила нам счет в размере 18 тысяч юаней, а страховая компания выплатила нам всего 1000 юаней», - рассказывает г-н Ло, продавец зонтиков из Чунцина. 17 тысяч юаней – это почти половина его годового дохода.
«Правительство Китая знает о существовании этой проблемы и пытается решить ее агрессивными методами», - утверждает г-н Парк. Однако простых решений в данном вопросе не существует. С учетом роста числа пожилых людей, зависимых от уменьшающейся рабочей силы, существующая система заботы о членах семьи выглядит нежизнеспособной. Однако увеличение размера пенсий и числа льгот в области здравоохранения может стать серьезной нагрузкой для государственного бюджета.