Попытки Израиля найти способ для «равного распределения бремени» продолжаются. Призыв на военную службу харедимов (это ультраортодоксальные евреи) является одним из самых острых вопросов в современной израильской политике. Как показывает позавчерашний внутрикоалиционный спор в комиссии Пери (я бы не стал называть это кризисом, по крайней мере, пока) по поводу наказаний для «уклонистов», легкого решения этого вопроса не существует. Но проблема в том, что из-за спешки с призывом харедимов не было достаточных дискуссий о том, надо их призывать или нет, хорошо это для Армии обороны Израиля и для страны в целом или плохо. Я не уверен, что призывать их необходимо, целесообразно и желательно.
Стивен Кук (Steven Cook) утверждает, что такой призыв никогда не будет узаконен, просто потому что без ортодоксов, несмотря на их зачастую антисионистскую политику, невозможно существование еврейско-сионистского государства. Без их «еврейства», определяемого как «изучение Торы в земле Израиля» сионистское движение, а, следовательно, и Израиль, утратят смысл своего существования.
Я не уверен, что ситуация столь непреложная, и на то есть две причины. Обе они указывают на основополагающие вопросы, связанные с призывом, и на необходимость рассматривать их более внимательно. Во-первых, налицо схождение факторов и событий, создающих самые благоприятные условия для изменения сложившегося положения вещей. Сюда относится довольно большая популярность партии «Есть будущее» и ее основателя Яира Лапида (Yair Lapid). Что касается популярности партии, то израильтянам явно нужна центристская альтернатива, отличающаяся от двух «больших» партий (Израильская партия труда и Ликуд) и множества мелких партий с узкой базой поддержки. Я уже писал раньше, что успех партии «Есть будущее» на январских выборах отнюдь не указывает на ее долговременное благополучие. Но в данный момент это мощный двигатель перемен.
Что касается Яира Лапида, то он активно высказывается по вопросу призыва, выступая за превращение этой темы в приоритет для правительства. В этом его поддерживает Нафтали Беннет (Naftali Bennett), партнер Лапида по коалиции. Их преданность друг другу заставила Биньямина Нетаньяху создать с ними коалицию, отказавшись от союза с ортодоксальными партиями ШАС и «Объединенный иудаизм Торы». А это подразумевает приоритетное внимание к их политическим целям.
В то же время, сами израильтяне дошли до того, что теперь требуют вполне конкретных изменений в сложившемся статус-кво. Это заметно как в общем, так и в конкретике, скажем, в вопросе призыва. Проведенный совсем недавно опрос показал, что 67% израильтян выступают за тюремные сроки для харедимов, которые уклоняются от службы в армии.
Далее, появляется все больше признаков того, что харедимы, численность которых увеличивается, будут оказывать большое влияние на характер израильского общества, особенно что касается образования. Действительно, ортодоксы все чаще начинают работать, пополняя ряды трудовых ресурсов, однако непонятно, является ли это противоположной тенденцией усилению религиозности и консервативному характеру их политики. На фоне такой ситуации все больше израильтян пытаются изменить этот светско-религиозный (дис)баланс.
Во-вторых, сионизм, определенно зависящий от понимания еврейства, иудаизма и еврейской истории, по своей природе гибок, и даже эластичен настолько, что может встраивать в свою систему меняющиеся представления об этих ключевых вещах. Сионизм никогда не был жесткой конструкцией, и его определения всегда отличались разнообразием и конкурировали друг с другом. Действительно, еврейско-израильское общество стало все больше осознавать и чувствовать свое религиозное измерение, однако популярность закона о призыве указывает на то, что светскость и религиозность не являются вещами несовместимыми. То, что некоторые харедимы, особенно из партии ШАС, проявляют готовность к обсуждению данного вопроса, говорит о его признании обеими сторонами.
Большинство израильтян-евреев вряд ли придают особое значение сионизму, ограничиваясь лишь какими-то расплывчатыми заявлениями. Они очень общие и двусмысленные, и в них присутствуют разные концептуальные представления. Но существует основополагающее признание Израиля как еврейского государства. А кроме этого очень мало свидетельств того, что изучение Торы считается настолько важным делом, что оно исключает все прочие обязательства перед Израилем. Далее, для большинства израильтян главный представитель и главная движущая сила сионизма это государство. Такое представление прямо противоположно точке зрения харедимов, которые не за сионизм, а иногда и против него, в связи с чем их отношение к государству в лучшем случае подозрительное, а в худшем враждебное.
Общественные протесты 2011 года, возобновившиеся в 2013 году, стали новым доказательством того, что израильтяне могут по-разному понимать сионизм и роль в нем государства. Получившее широкое распространение согласие на мир с палестинцами (новый опрос показывает, что большинство поддерживает пересмотренную Арабскую мирную инициативу) невозможно отделить от этой позиции по внутренним вопросам.
Если говорить просто, израильтяне заинтересованы в переменах. (То, что они не всегда борются за их осуществление, особенно в международных делах, это отдельный вопрос.) В то же время, сегодняшний баланс светско-религиозных отношений является неустойчивым. Перемены подступают, и кому-то придется отвечать за характер воинской обязанности, как бы она ни определялась. Но игнорировать недовольство людей на общенациональном уровне становится все труднее.
Хорошо это или плохо – призывать в армию харедимов, это отдельный вопрос. Я не уверен, что это хорошо, ибо харедимы будут бороться против призыва. А отрыв тысяч людей от их общин и семей окажет разрушительное воздействие, особенно если людей призовут быстро, массово, без соответствующей эмоциональной подготовки и без необходимой для этого финансовой и материальной инфраструктуры. Это также приведет к значительным последствиям и для самой Армии обороны Израиля, включая такие вопросы, как состав частей и подразделений, роль женщин, контуры военной доктрины и затраты. Все это не очень хорошо.
И наконец, принудительный призыв харедимов привлечет больше внимания к палестинским гражданам Израиля и к их роли в воинской службе. А готовности к обсуждению этого вопроса еще меньше. Палестинцы все настойчивее выступают за свою национально-общинную самоидентификацию, а это еще больше противоречит сегодняшнему пониманию еврейского государства, чем самоидентификация харедимов.
Ясно одно. Обсуждение этого вопроса на уровне комиссии Пери как минимум должно положить начало серьезному и постоянному обмену мнениями и идеями о том, как относиться ко всем этим переменам в израильском обществе, и как лучше понять потребности Израиля. Меня беспокоит то, что в погоне за «равным распределением бремени» проталкивающие закон о призыве не думают о долгосрочной перспективе. А это по-настоящему серьезная проблема.
Брент Сасли – доцент политологии Техасского университета в Арлингтоне, преподает израильскую и ближневосточную политику.