Сейчас, когда после аварии на АЭС прошло уже два года и два месяца, растет беспокойство жителей последнего оставшегося в стране лагеря для беженцев.
17 июня администрация города Футаба, префектура Фукусима, переезжает из временного места пребывания в здании бывшей школы старших классов города Касуси, префектура Сайтама, во временный корпус администрации в городе Иваки, Фукусима. В связи с этим встает огромная проблема, как быть с лагерем для беженцев, который был совмещен с временным расположением администрации в Касуси.
На 21 мая средний возраст 123 беженцев, остающихся в лагере, составляет 68 лет и примерно 25% из них требуется постоянный уход и оказание помощи. Сейчас многие из них живут с семьями и получают помощь от совета социальной поддержки Футаба в виде купаний и стирок, однако мэр Футабы Сиро Идзава считает, что «в дальнейшем администрации будет трудно продолжать оказывать такую социальную поддержку».
Увеличить фонды с помощью сокращения количества питаний
С переездом администрации и социальной поддержки «рассматривается вопрос о ее дальнейшей деятельности» (управляющий социальной службы здоровья Мунэсигэ Осуми). Даже если мы оставим часть служащих здесь, мы не сможем избежать нехватки рук, поэтому «мы просим местные власти префектуры Сайтама оказать содействие», - добавляет Осуми. Однако ничего конкретно не определено, включая гарантии на жилье.
Среди эвакуированных, которые проживают в здании школы, много малообеспеченных людей.
Один из них - Сигэмицу Оигава (74 года), он держал парикмахерскую в Футабе. До сих пор Оигава, который проживает в коммуне для беженцев, не получил компенсацию от ТЕРСО, так как процесс подачи документов занимает слишком много времени. Оигава смог возобновить работу в салоне для эвакуированных, который был открыт некоммерческой организацией города Касуси, но благодаря тому, что он зарабатывает деньги обучением молодежи, у него есть возможность потратить эти деньги на еду, так как количество питаний в день было сокращено с трех до двух.
Сёдзи Сугамото (57 лет), проживающий в холле на втором этаже школы, занимался выращиванием риса в Футабе. Однако помимо того, что он потерял свое поле в результате радиационной аварии, он не получил никаких страховых выплат, так как не смог выполнить необходимые для этого условия.
Именно поэтому компенсация от ТЕРСО была для него спасательным кругом, но те деньги, которые он должен был получить в июне прошлого года, пришли на его счет только в марте этого года. Он тоже понемногу сокращает свой рацион питания, чтобы сохранить хотя бы эти деньги, которые уже есть у него на руках. Во время слушаний по вопросам жизни в лагере для беженцев, которое прошло в конце апреля, Сугамото ответил, что «хотел бы остаться в лагере до самого закрытия». Также он задается вопросом: «Зачем вообще необходимо возвращаться в префектуру Фукусима с высоким уровнем радиации?»
Причина того, что большинство этих людей до сих пор вынуждены продолжать жить в лагере для беженцев, состоит в том, что начать заново жизнь вне своей префектуры для них очень сложно. Жилье обещают выдать в течение максимум 20 лет, а по вопросу строительства нового жилья за пределами префектуры Фукусима, несмотря на то, что на данный момент более 50 тысяч эвакуированных проживают в других префектурах, так ничего и не решено.
На встрече мэра Футабы с эвакуированными жителями, прошедшей 21 мая в спортивном зале школы, примерно 300 человек поставили свои подписи под прошением о строительстве домов пострадавшим от аварии в префектуре Сайтама. При этом мэр ответил, что «должен сперва ознакомиться с содержанием, прежде чем дать ответ». Власти префектуры тоже «прислушиваются к мнению города Футаба и хотят обсудить это с муниципалитетом и государством», однако из-за противоречия с политикой возвращения, которую проводит сама префектура, это крайне проблематично.
Негде жить
Мэрия Футаба ссылаясь на «проблемы с условиями для жизни эвакуированных с точки зрения отсутствия личного пространства и гигиены», собирается закрыть сам лагерь для беженцев в обозримом будущем. В связи с этим они предполагают, что «невозможно будет избежать разницы по времени отъезда между нуждающимися в постоянном уходе и помощи и теми, у кого нет в этом необходимости» (мэр города).
При этом существует опасность того, что в случае более раннего отъезда здоровых жителей, будет сложнее смотреть за нуждающимися в опеке пожилыми людьми, которым помогали другие эвакуированные. Даже если будет получена помощь от города Касуси, нет никакой гарантии, что их отправят в дома для престарелых и особые коммуны, в которых существуют свои списки ожидания в порядке очереди.
В ходе встречи с населением мэр города Футаба указал на свое стремление к «восстановлению жизни каждого жителя города» в своем «проекте плана восстановления города».
Под «восстановлением жизни» здесь подразумевается «возвращение к нормальной жизни путем нахождения средств к существованию, как то гарантированное жилье, трудоустройство и жизненные перспективы, в соответствии с желанием каждого из жителей». При этом оказывается так, что уже желание в отношении места проживания каждого эвакуированного жителя не выполняется, а власти страны и префектуры Фукусима, зная о такой нездоровой ситуации, даже не предпринимают попыток к обсуждению каких-то мер.