Ослабленные этническими конфликтами и порочным государственным управлением страны Южного Кавказа (Армения, Азербайджан и Грузия) теряют свою значимость на международной арене. А страны Запада озабочены своими экономическими проблемами и кризисами на Ближнем и Дальнем Востоке, забывая про этот регион. Чтобы рассчитывать на поддержку Запада, в которой эти три страны остро нуждаются, и на которую рассчитывают, им необходимо осуществить программы реформ и снизить уровень региональной напряженности.
Двадцать лет тому назад из-за войны между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе (это район в Азербайджане, большинство населения которого является армянским) сотни тысяч людей стали беженцами, а семь районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха были оккупированы. Несмотря на прекращение огня, достигнутое в 1994 году, здесь иногда происходят перестрелки. С учетом пробуксовки усилий международных посредников богатый энергоресурсами Азербайджан наращивает военную мощь за счет иностранных вооружений, переоценивая порой свои силы. Армения может похвастаться подписанным с Россией соглашением о взаимной безопасности и наличием на своей территории российской военной базы. Но она по сути дела находится в изоляции и также во многом переоценивает свои возможности. С началом российской военной оккупации Абхазии, Южной Осетии и некоторых прилегающих районов Грузии в 2008 году было установлено хрупкое перемирие. Кроме того, угрозу региональной безопасности представляет коррумпированная власть и беспорядки в Азербайджане, а также нестабильность органов государственной власти в Армении и Грузии.
Однако имеются и положительные моменты. Южный Кавказ является ключевым экспортным маршрутом для идущих из прикаспийского региона на мировой рынок нефти и газа. Это сухопутный транспортный узел, связывающий Европу, страны Средиземноморья, Центральную Азию и Китай. Азербайджан является крупным производителем и экспортером энергоносителей, а ресурсы Каспия представляют собой важное средство для снижения энергетической зависимости Европы от России.
Тем не менее, с учетом некоторых тенденций значимость региона Южного Кавказа снижается. Со временем доля Азербайджана в мировой торговле уменьшится, поскольку в других регионах мира получают активное развитие новые революционные технологии, ведущие к увеличению добычи. Более того, хотя тыловая поддержка сил НАТО в Афганистане, осуществляемая через этот древний Шелковый путь, остается важным аспектом, заинтересованность в регионе снизится, когда войска будут выведены.
В феврале президент Армении Серж Саргсян был переизбран на второй срок, однако в стране начались протесты, политическая ситуация дестабилизировалась, расцвела коррупция. В условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции Армения поддерживает активные связи с Ираном. Образованное население страны получает не соответствующую их потенциалу и квалификации зарплату. Согласно данным Всемирного банка, средний доход в Армении по паритету покупательной способности составляет всего 6100 долларов.
Авторитарный режим президента Азербайджана Ильхама Алиева сталкивается с растущим недовольством. 10 марта власти при помощи водометов и резиновых пуль разогнали несанкционированную демонстрацию. Алиев пытается остановить беспорядки, осыпая деньгами правящую элиту, подавляя несогласных и увольняя номинальных руководителей. Благодаря поступлениям от экспорта нефти и газа средний доход в стране достигает 8960 долларов, однако на фоне пиковых показателей добычи сырья объемы его экспорта сокращаются. В ходе всецело контролируемых режимом президентских выборов, которые должны состояться в текущем году, скорее всего, будет зафиксирована очередная «дежурная» победа Алиева.
В результате произошедшей в Грузии в 2003 году «революции роз» к власти пришли молодые прозападные руководители, которые начали продвигать многочисленные реформы. Однако президент Михаил Саакашвили по мере укрепления собственной власти сделал выбор в пользу авторитаризма. В ходе состоявшихся в октябре прошлого года первых в грузинской истории свободных и честных парламентских выборов победу одержала оппозиционная коалиция. Однако политическая напряженность остается высокой на фоне серьезного недоверия и сохранения в государственном управлении соперничества между премьер-министром Бидзиной Иванишвили и президентом Михаилом Саакашвили, который до октября сохранит свои президентские полномочия. Пример Грузии в плане продвижения принципов демократии является уникальным для Южного Кавказа. Тем не менее, эти достижения сейчас ставят под сомнение противники Саакашвили, действующие весьма избирательно в ходе мощной кампании уголовных преследований против слагающего свои полномочия главы государства и его команды. Произошедшие недавно против демонстрантов из числа геев и лесбиянок акции насилия агрессивных групп людей, которые возглавили грузинские православные священники, требуют от нового правительства продемонстрировать верность своим обязательствам по защите прав человека и гражданских свобод.
Глядя в сторону Запада и стремясь к интеграции с ним в вопросах безопасности и экономического развития, Иванишвили снижает напряженность в отношениях с Россией, которая вновь согласилась на импорт грузинских вин, минеральной воды и сельскохозяйственной продукции. Этот процесс обещает быть крайне затяжным с учетом того, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию в качестве «независимых государств». Неудачные экономические реформы, проведенные грузинским руководством, ослабили страну. Доходы на душу населения остаются невысокими и составляют 5350 долларов, в то время как уровень безработицы достиг 30%.
Президент России Владимир Путин пытается объединить соседей по бывшему Советскому Союзу в таможенный союз, однако Армения и Грузия нацелены на углубленное сотрудничество с более богатым Европейским Союзом. Азербайджан также предпочитает сотрудничество с европейцами, являющимися главными потребителями его энергоресурсов, несмотря на то, что они критикуют Баку за нарушения прав человека.
Важно понять, что делают страны Южного Кавказа, чтобы помочь самим себе. Если даже по какой-то случайности возобновятся боевые действия из-за Нагорного Карабаха, это может привести к человеческой трагедии с большими жертвами. Напряженность может сохраняться до тех пор, пока предубежденные режимы не прекратят разыгрывать национальную карту, чтобы удержаться у власти. Тем не менее, такую карту могут разыгрывать и демократические руководители. Международное посредничество, скорее всего, продолжится, однако Запад не должен рассматривать его в качестве приоритета до тех пор, пока стороны не согласятся на уступки.
Демократические и экономические реформы, особенно в Армении и Азербайджане, имеют ключевое значение и напрашиваются уже давно. Во всем этом регионе нарастают бедность и коррупция, усугубляя имеющиеся проблемы. Применимо это и к Азербайджану, который располагает нефтяными запасами, но отличается непропорциональной системой распределения доходов.
Объемы экономической помощи странам Южного Кавказа со стороны США снижаются, а в Евросоюзе сосредоточились на своих собственных финансовых трудностях. Если страны Южного Кавказа сами не приложат дополнительные усилия для решения этих проблем, поддержка и интерес со стороны Запада сойдут на нет, несмотря на потенциальные риски. Российское вторжение в Грузию в 2008 году продемонстрировало потребность в более активной и настойчивой помощи со стороны Запада для противодействия мерам принуждения. По мере снижения важности Азербайджана как поставщика энергоносителей для привлечения внимания Запада ключевым станет вопрос о достижениях демократии. Армянская диаспора за рубежом оказывает существенную помощь стране, однако для выхода из изоляции ей необходима более широкая международная поддержка. Это означает, что нужно улучшать условия внутри Армении.
Хотя страны Южного Кавказа движутся по пути прогресса крайне медленно, Западу необходимо продолжать усилия по укреплению мира и стабильности в регионе. Евросоюзу следует заключить соглашения о свободной торговле с Арменией и Грузией, а также с Азербайджаном, когда тот вступит во Всемирную торговую организацию. Точно так же должны поступить и Соединенные Штаты. Поддержка гражданского общества со стороны Запада представляет особую значимость.
Если страны Южного Кавказа не хотят остаться на обочине, они должны продемонстрировать положительные изменения и отказаться от новых конфликтов. В противном случае ситуация там может развиваться непредсказуемо.