С приближением президентских выборов в Иране все больше разгоралась интрига по поводу того, будут ли проводиться телевизионные дебаты в прямом эфире с участием восьми кандидатов на пост руководителя исполнительной ветви власти страны. В социальных сетях некоторое время даже бытовало мнение о том, что власти откажутся от этого в целях недопущения общественных беспорядков. Тем не менее несколько дней назад было публично объявлено, что дебаты состоятся, а пока каждый из претендентов получил возможность выступить с собственной предвыборной программой по национальному телевидению. Иранские пользователи социальных сетей Twitter, Facebook и Google Plus сразу же стали комментировать эти выступления в своих записях.
Неоднозначную реакцию «онлайн-аудитории» вызвало выступление независимого кандидата, секретаря Высшего совета национальной безопасности Саида Джалили. Среди позитивных отзывов встречается и критика, например, такая: «Джалили был неубедителен. Его слова непонятны общественности. Он все время говорил о том, что надо использовать какие-то возможности и обращать угрозы в свою пользу, между тем как надо было привести хотя бы один пример».
Противоречивые мнения вызвало и выступление кандидата-консерватора, мэра Тегерана Мохаммада Резы Галибафа. Одни пользователи оценивают его как самого сильного оратора из всех кандидатов, другие подмечают его переменчивое отношение к такому авторитетному в иранском истеблишменте политику, как Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, занимавшему когда-то пост президента и ряд других ключевых государственных должностей. Так, если две недели назад Галибаф подверг резкой критике всю деятельность Хашеми-Рафсанджани за последние 20 лет, то в последнем телевизионном выступлении мэр с уважением отозвался о его заслугах.
Много положительных отзывов встречается по поводу выступления кандидата-реформатора, члена Высшего совета культурной революции и Совета по целесообразности Мохаммада Резы Арефа. Одни пользователи отмечают его хвалебные слова в адрес студенчества, другие поддерживают его критику нынешнего президента страны Махмуда Ахмадинежада, назвавшего народ «мусором».
Ряд пользователей комментирует в своих записях и выступление кандидата-консерватора, высшего советника Духовного лидера Голамали Хедад Аделя, в частности, ту часть, в которой он подчеркивает необходимость написания новых учебников. Один из таких комментаторов пишет: «Похоже, учебники у иранских детей будут всегда, даже когда самих их нечем будет кормить».
Что касается кандидата-реформатора, представителя Духовного лидера в Высшем совете национальной безопасности Хасана Рухани, то большую популярность у иранских интернет-пользователей получили фотографии этого религиозного деятеля, сделанные в момент наложения грима перед выступлением.
Не осталось без внимания и наложение цензуры на телевизионное выступление кандидата-консерватора, председателя Совета по целесообразности Мохсена Резаи, который, по мнению части пользователей, может «благодарить» за этого Духовного лидера.
Столь же активно обсуждается и речь кандидата-консерватора, высшего советника Духовного лидера по международным вопросам Али Акбара Велаяти. Одни пользователи соглашаются с ним в том, что экономические проблемы Ирана напрямую связаны со внешнеполитической обстановкой, поэтому развитие хозяйства страны невозможно без кардинальных перемен в дипломатии Исламской республики. Вместе с тем отмечается, что все эти годы стратегия внешней политики Ирана вырабатывалась Духовным лидером, советником которого был и до сих пор является именно Велаяти, поэтому его нынешние заявления о смене внешнеполитического курса сейчас кажутся крайне любопытными.