С приближением второй международной конференции по Сирии, которая должна состояться в Женеве уже в июне этого года, ставки поднимаются все выше. Во время недавнего визита в Москву госсекретаря США Джона Керри американцы и россияне договорились о проведении нового собрания, несмотря на провал первой конференции в июне 2012 года.
Задачей «Женевы-2» станет поиск политического решения конфликта, в котором за два года погибли почти 100 000 человек и существуют все более серьезные подозрения насчет использования режимом химического оружия. Итогом конференции должно стать формирование переходного правительства. Главный вопрос сейчас касается состава этого самого правительства и того, будет ли позволено войти в него Башару Асаду или его соратникам. Мнения на этот счет расходятся, причем не только среди воюющих сторон, но и российских и американских покровителей «Женевы-2».
С приближением переговоров каждый лагерь стремится укрепить свое положение. Дамаск отвоевывает территорию внутри страны при поддержке ливанской «Хезболлы» и присланных из Ирана моджахедов. Верная режиму армия начала наступление на город Аль-Кусейр, который имеет стратегическое значение для обеих сторон. Представители Асада смогут вести переговоры с позиции силы, если прибудут в Женеву на волне военных успехов.
Читайте также: Сирия - предстартовый отчет по принятию решения
Кроме того, дамасский диктатор недавно объявил в эфире подконтрольного «Хезболле» ливанского телеканала о прибытии в Сирию первых российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Последнее время Запад пытался отговорить Москву от поставок этого оружия. В Кремле предпочли не обращать внимания на предупреждения, подчеркнув, что речь идет выполнении условий давних соглашений по оборонительным вооружениям, которые должны предотвратить авиаудары по Сирии.
Тактика России
Россия снабжает оружием сирийский режим, однако это не помешало ей громогласно выразить возмущение по поводу решения министров иностранных дел ЕС не продлевать эмбарго на поставки оружия в Сирию, то есть - повстанческим силам. Российская дипломатия сделала вид, что считает все это подрывными действиями, направленными против новой конференции. Однако для нее такое поведение — чисто тактический ход.
На самом деле у россиян есть все причины порадоваться по поводу раскола среди европейцев, который едва ли может скрыть решение о снятии эмбарго. В Евросоюзе воцарился разлад. Французы и британцы уже многие месяцы выступают за военную поддержку «умеренного» крыла сирийской оппозиции, тогда как большинство европейских государств придерживаются принципиальной позиции о том, что не стоит подливать масла в огонь.
Также по теме: США предостерегает Россию от поставок ракет Сирии
По их словам, в Сирии и так уже достаточно оружия (некоторые арабские государства во главе с Катаром поставляют его исламистам). Кроме того, оно может оказаться в руках исламских радикалов, которые способны обратить его против Израиля. Наконец, передача оружия мятежникам может разозлить россиян и тем самым замедлить политическое решение конфликта.
Все эти аргументы отнюдь не беспочвенны. Сюда также можно добавить и то, что европейцы (и американцы) слишком долго тянули с решением, которое бы позволило по возможности повысить безопасность мирного населения и уравнять соотношение сил оппозиции и режима.
Как бы то ни было, решение Европейского Союза, несмотря на все его ограничительные условия, в первую очередь представляет собой сигнал всем сторонам конфликта.
Европейцы (при поддержке Вашингтона) дают понять России, что готовы согласиться далеко не с каждым решением. Эмбарго было снято, однако Франция и Великобритания обязались не поставлять оружие до 1 августа, чтобы создать все возможности для успешного завершения переговоров. Тем не менее, результатом переговорного процесса не может стать сохранение у власти Башара Асада, потому что это будет означать поражение оппозиции.
Читайте также: Стоит ли вооружать сирийских повстанцев?
Сигналы Запада
Дело в том, что Запад оставляет для себя открытым другой вариант: передачу оружия оппозиции для изменения расстановки сил и более активное участие в конфликте. В случае провала конференции в Женеве европейцы и американцы могут снять завесу молчания по поводу использования армией Асада ядовитых газов. Другими словами, обозначенная в прошлом «красная линия», без сомнения, оказалась нарушена. Сейчас Запад делает вид, что не замечает этого, чтобы не помешать дипломатическому процессу, но все может измениться.
Кроме того, сигнал направлен и в сторону сирийской оппозиции, единство которой вызывает все больше сомнений. Создав возможность поставок оружия на определенных условиях, европейцы стремятся укрепить позиции умеренного и светского крыла повстанцев. Оно ощутило себя брошенным и уступило под натиском фундаменталистов, которые лучшее вооружены и настроены гораздо решительнее.
Эта оппозиция нуждается в поддержке не только в борьбе против режима, но и в перспективе развития ситуации после ухода Башара Асада, так как в противном случае инициативу могут взять в руки радикалы.
Решение Запада оказать поддержку умеренной оппозиции, которой приходится противостоять исламистам, отнюдь не подрывает конференцию в Женеве. Наоборот, оно открывает для Москвы возможность компромисса между вариантом, с которым никогда не смирятся повстанцы, и приходом к власти в Сирии исламистов, что не нужно ни России, ни Западу.