Накануне вечером меня пригласил на ужин приятель. Он живет в Ускюдаре в мансардном доме, окна которого смотрят на великолепный силуэт исторического полуострова Стамбула. За столом присутствовали преимущественно иностранные гости, и одной из тем, которую в ходе беседы все стремились обсудить, стали протестные акции, начавшиеся в конце прошлой недели в Стамбуле.
Спустя некоторое время после наступления сумерек мы услышали доносящийся с улицы шум. Волна звука постепенно приближалась. Мы тотчас же высыпали на балкон и в этот момент увидели, как группа из 100-150 человек, скандируя лозунги, медленно передвигалась по улице. Они выкрикивали: «Повсюду Таксим!» Среди них не было никого, кто бы походил на боевиков, проникших из маргинально-радикальных групп, которых правительственные круги обвиняют в своих заявлениях. Большинство из них, кажется, проживали в этих окрестностях. Иначе говоря, в другое время они были простыми жителями района. Они организованно прошли, никому не причинив вреда. А мы вернулись в комнату и продолжили ужин. Это не было событием, которое мы привыкли видеть в повседневной жизни в нашем районе, но как само собой разумеющееся оно промелькнуло перед нами среди ночи.
Читайте также: Демократия Эрдогана
Несомненно, в ближайшее время вопросы о причинах начавшихся на прошлой неделе в Стамбуле акций, их характере, о предполагаемых в отношении правительства смыслах будут активно обсуждаться. В этой связи можно подчеркнуть следующие немаловажные моменты. Прежде всего, произошел «особый» качественный скачок в демократическом развитии Турции, связанный с использованием народом такого демократического права, как свобода собраний. «Спонтанная» форма возникновения, широкое участие молодежи, не входящей в политические организации, действенная функция, которую выполняют в организации акций социальные СМИ, особенно на начальной стадии, указывают на значимые «первые дебюты» для Турции.
Это общественное событие происходит так же, как волна, которую не видно, если смотреть на поверхность воды. Между тем она исходит из глубины и, поднимаясь, внезапно выплескивается наружу. Эту волну создают совпадение и концентрация многих факторов в один определенный момент истории. Но основной пусковой элемент - это чувство глубокой несправедливости, созданной в обществе через проявление реакций, которые могут быть расценены только как насилие, в ответ на, несомненно, невинное и мирное сопротивление. И, перейдя на крик, люди стремятся заставить власти услышать их голоса и сообщают о том, что они не станут хранить молчание, будучи несогласными с этой несправедливостью.
Демократия и страх - несовместимые понятия, которые не уживаются друг с другом. В этой связи наиболее важным итогом рассматриваемого процесса является преодоление «порога страха». Люди подошли к той стадии, когда они не воздерживаются от громкого объявления своего протеста правительству и публичной власти в ответ на их беспощадность, от выхода с этой целью на улицы и от бросания вызова вооруженной «до зубов» полиции. На этой стадии страха больше нет. Следовательно, закрыт путь получения желаемого результата через внушение ужаса.
Таукже по теме: Парк Гези и важность правильного прочтения новых тенденций
В основе этого чувства, распространившегося из Таксима по всей Турции, - позиция отважной молодой женщины, одетой в черные одежды, которая, широко раскинув руки, говорит следующие слова полицейскому, направившему на нее водомет: «Продолжай поливать, я тебя не боюсь». Это момент, когда иссякает карающая сила полиции, а также - доверие государству.
То, что действительно направило десятки тысяч человек на площадь Таксим, несмотря на все риски, которые предполагают столкновения с полицией (от отравления слезоточивым газом до возможного ранения) - это преодоление порога страха с целью воспользоваться своим демократическим правом.
Таким образом, позади остался исторический вираж: в обществе Турции, по всей видимости, закрепляется и укореняется свобода собраний, представляющая собой одно из основных средств демократии. Открыт канал возможности использования без страха и стеснения свободы, которой обладает турецкий народ, и теперь люди продолжат свой путь по этому направлению.
Вне всяких сомнений, ценность протестной акции в Таксиме придает проявление гражданской позиции в соответствующей демократии форме. Существует зона свободы, в которой общество привыкает дышать, и следует заметить, что ни у кого не хватит силы, чтобы эту жизненно важную зону ограничить.
Таящаяся в душе общества традиция свободы не могла не воспротивиться одностороннему построению диалога, отравлению газом при каждом удобном случае, ограничению возможностей получения информации, привычке пользоваться государственной властью для подавления и лишения права голоса других. В конечном счете, это произошло.