Это было самое крупное инициированное государством ограбление в мировой истории. Во времена господства национал-социализма госслужащие проявляли невиданную смекалку и прибегали ко всем имеющимся бюрократическим средствам, чтобы присвоить целые миллиарды.
Самый легкий вариант для вора – когда он точно знает, какими суммами располагает потенциальная жертва. Когда в конце апреля 1938 года газеты гитлеровской Германии сообщили о вступившем в силу «Постановлении о предоставлении сведений о размере собственности евреев», многие евреи поняли, какую на самом деле цель преследовал этот документ. Финансовые учреждения тем самым получали информацию, с помощью которой кражи становились существенно легче.
Постановление от 26 апреля 1938 года стало лишь промежуточным шагом в крупнейшей государственной афере в мировой истории. Ни до, ни после 1933 -1943 годов власти не вели себя настолько бесцеремонно. Под прикрытием правовых документов финансовое управление получало доступ к имуществу отдельных слоев населения. Были изданы десятки законов, постановлений и предписаний, каждый из которых преследовал одну и ту же цель – как можно большая часть собственности немецких евреев должна была оказаться в распоряжении государства.
Все это происходило под контролем не убежденных нацистов, а карьерных чиновников, а именно, графа Лутца Шверин фон Крозига (Lutz Graf Schwerin von Krosigk), юриста по образованию. В 1920-ые годы он сделал карьеру в министерстве финансов, в 1932 году возглавил министерство. Не считая министра труда Франца Зельдте (Franz Seldte), он был единственным министром, который оставался на этом посту с первых и до последних дней Третьего рейха. Будучи подсудимым на «Процессе министерств» («Дело Вильгельмштрассе») в 1949 году, Шверин фон Крозиг получил сравнительно мягкое наказание и был приговорен к 10 годам лишения свободы. После отбывания двух третей срока он вышел на свободу.
Ведомство замешано в Холокосте
Как и другие ведомства, федеральное министерство финансов несколько лет назад организовало специальную комиссию под руководством историков, чтобы разобраться в участии министерства в Холокосте. Подобный доклад министерства иностранных дел, опубликованный в 2010 году, вызвал бурную реакцию в СМИ из-за чрезмерной заостренности проблемы. Другие комиссии, например, министерство юстиции, подошли к этому вопросу более серьезно. И вот, сейчас, после трех промежуточных докладов, готовится итоговое исследование комиссии министерства финансов, подготовленного историком Кристианой Куллер (Christiane Kuller). Выходит доклад под следующим названием: «Бюрократия и преступления: антисемитская финансовая политика и практика управления в национал-социалистической Германии».
Участие финансового управления Третьего Рейха в Холокосте вовсе не новость. В 2008 году было опубликовано обширное исследование, в котором хотя формально анализировалась только роль берлинского финансового управления в разграблении евреев, однако на самом деле исследовались регионы, выходящие далеко за пределы немецкой столицы. (Мартин Фриденбергер (Martin Friedenberger) «Фискальное разграбление»).
В этой связи было чрезвычайно мудрым, что Вернер Плумпе (Werner Plumpe), занимавший с 2008 по 2012 год пост председателя Немецкого союза историков, профессор истории экономики во Франкфурте-на-Майне и член комиссии, возложил большие надежды на это исследование. «Все крупные министерства, которые функционируют в духе немецкой министерской бюрократии, должны предоставить открытый отчет о своем развитии во времена господства национал-социализма и после него. В этом процессе большую роль играет само по себе информирование, а не новизна результатов исследования». В то же время, - продолжает Плумпе, - комиссия «весьма уверена» в том, что на поверхности окажутся действительно новые сведения.
Чиновничий беспредел
Это подтверждается в представленном первом томе доклада комиссии. Автор, выступившая с этой работой на защите докторской диссертации, точно подмечает сразу несколько аспектов «фискального антисемитизма». На первый взгляд, наибольшую роль играет смысл законов и постановлений, посредством которых ущемлялись права евреев. Выяснилось, что существовал целый ряд специальный предписаний. Большинство дискриминирующих немецких евреев изменений в действующие предписания были внесены именно в период до 1938 года.
Вторых существенным аспектом является участие налогового управления в устранении гражданского существования немецких евреев. Ряд чиновников финансового ведомства после депортации евреев занимались распределением их собственности в интересах государства. Домашнее хозяйство распускалось, имущество распродавалось – зачастую на так называемых «еврейских аукционах», о проведении которых размещались объявления в газетах. Хотя некоторые чиновники и интересовались дальнейшей судьбой депортированных евреев, все же большая часть аппарата не задавала подобных вопросов.
В процессе преследования немецких евреев в одном котле смешивались якобы легитимные законы и постановления, разрастающаяся бюрократия и простая жадность, которые, кстати, зачастую шли на пользу не только казне. Масштаб этого клубка поражает и сегодня. «Разбойничий набег» был чрезвычайно многогранен – от противоречащих человеческим нормам законов, их умышленно ложного интерпретирования до противоречащих норме закона вымогательств.