Гарри Каспаров, шахматный гроссмейстер и политический активист, сказал, что не вернется в Россию в ближайшем будущем, опасаясь возможного ареста.
Как Каспаров рассказал журналистам в Женеве, он считает, что может стать одним из подозреваемых в расследовании беспорядков, произошедших во время митинга в Москве в мае прошлого года, за день до инаугурации президента Владимира Путина.
«Я ездил туда и обратно вплоть до конца февраля, когда стало ясно, что продолжающееся расследование деятельности политических активистов может коснуться и меня. Теперь я серьезно сомневаюсь, что по возвращении в Москву мне удастся выехать обратно. Так что на некоторое время я от возвращения в Россию воздержусь», - сказал он.
Это заявление пришлось на время начала рассмотрения в Москве судебного дела, связанного с майским митингом. Двенадцать протестующих, большинство из которых находились за решеткой уже несколько месяцев в ожидании суда, обвиняются в организации общественных беспорядков. Некоторые из них могут быть приговорены к срокам до 8 лет за решеткой в деле, которое критики называют первым массовым «показательным процессом» в путинской России. В отличие от предыдущих дел против известных оппозиционеров, это первый процесс против «обыкновенных» протестующих, что похоже на тактику Кремля по «отпугиванию» россиян от протестного движения, которое в свой пик вывело около 100 тысяч человек на митинги на московские улицы, но с тех пор ослабло.
«При этом Путин ведет себя жестче, чем когда-либо, и показывает, что он готов создать новое поколение политзаключенных, невиданное со времен Сталина», - заявил Каспаров в комментарии в Facebook.
Текущий судебный процесс – это предварительное слушание по делу 12 из 27 людей, которым предъявлены обвинения, связанные с событиями на митинге. Десять из них держали за решеткой с момента ареста, и в суде они сидели в стеклянной «клетке», в то время как еще двое находились рядом с ней, на скамейке. Суд продлил арест задержанных еще на шесть месяцев, а предварительные слушания должны продолжиться сегодня. Подсудимые отрицают выдвинутые против них обвинения в том, что они нападали на полицейских, и говорят, что на самом деле именно полицейские атаковали первыми.
С момента возвращения Путина в Кремль в прошлом году в России идет процесс подавления инакомыслия. Алексей Навальный, антикоррупционный блогер, который был одним из лидеров протестного движения, сейчас также обвиняется в организации растраты чужого имущества. По словам Навального, обвинения против него сфабрикованы.
Каспаров говорит, что его допрашивали в качестве свидетеля в деле о протестах, и он боится, что разделит судьбу тех «свидетелей», которые позднее стали подозреваемыми.
Следуя той же логике, известный либеральный экономист Сергей Гуриев бежал из страны на прошлой неделе, заявив, что Следственный комитет преследует его после того, как он стал одним из авторов отчета, в котором ставилась под вопрос справедливость приговора нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому.