Венесуэла выиграла « чемпионат мира» по такому виду соревнований, в которых никто не хотел бы быть победителем – по самому высокому уровню инфляции в стране. По оценке экономистов, в мае инфляция в Боливарианской Республике составила 6%, а за год уровень инфляции превысит 35%.
«Венесуэла имеет самую большую в мире инфляцию. Венесуэльское правительство на 2013 запланировало инфляцию в 15%, однако, судя по темпам роста инфляции за первый квартал, реальный показатель инфляции составит 35,1%», - считает известный экономист Хосе Герра.
В апреле инфляция резко подскочила вверх, что вызвало тревогу по всей стране. Спустя месяц появилась новая информация о том, что инфляцию не только не удалось остановить, а наоборот, она вновь превысила рекорд предыдущего месяца на 1,7% и составила 6%.
«Самые отрицательные последствия инфляции видны невооруженным взглядом. Это повышение цен на товары и услуги, понижение покупательской способности населения, когда на ту же самую зарплату теперь можно купить значительно меньше товаров, чем раньше. Кроме того, люди потеряли часть своих сбережений в банках», - отметил Хосе Герра.
Читайте также: Венесуэла на пороге институционального кризиса
Таким образом, Венесуэла, несмотря на то, что обладает самыми большими в мире запасами нефти и при нынешней цене на нефть более 100 долларов за баррель, наряду с такими нефтедобывающими странами, как Иран и Судан, соревнуется за то, чтобы быть первой в соревновании по «стагфляции, экономическому застою и гиперинфляции».
Новые данные по экономической ситуации в Венесуэле полностью опровергают прогнозы министра финансов этой южноамериканской страны Нельсона Мерентеса (Nelson Merentes), который ранее заявлял о снижении инфляции во втором квартале текущего года. Центральный банк Венесуэлы (BCV) объявил на прошлой неделе, что ежемесячный рост инфляция в стране за период с января по март составил 0,7%, спад промышленного производства 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, для Венесуэлы это самые худшие месяцы за последнее время – экономика страны находится в рецессии.
Показатели венесуэльской экономики говорят о том, страна тяжело больна. Это касается и валютного рынка, несмотря на неоднократные попытки Николаса Мадуро стабилизировать обменный курс национальной валюты – боливара - по отношению к доллару, на этой недели на «черном рынке» за один доллар давали 30 боливаров, при официальном обменном курсе 6, 3 боливара. Разница составляет 476%.
Также по теме: Венесуэла вступила в эпоху «постчавизма»
Наиболее тревожная ситуация складывается на продовольственном рынке. В стране, ощущается острая нехватка продуктов первой необходимости: муки, хлеба, молока и мяса. Дело дошло до того, что с прилавков магазинов исчезла туалетная бумага.
Все это стало возможным благодаря той аграрной политике, которое венесуэльское руководство проводило за последнее десятилетие. Национализация земли, ликвидация частных сельхозпроизводителей, создание коллективных сельскохозяйственных хозяйств привели страну в положение, когда она вынуждена закупать ежегодно от 5 до 7 миллионов тонн продуктов за рубежом, чтобы хоть как-то обеспечить население страны товарами первой необходимости.
Бесконечные очереди, столь знакомые кубинцам, теперь становятся элементом повседневной жизни для миллионов венесуэльцев. Страна замерла в ожидании результатов нового эксперимента, который проводится в провинции Маракаибо (Maracaibo), где вводится автоматизированная карточная система по распределению 20 видов продуктов питания.
“Здесь мы не на Кубе”, - заявляет верный чавист, губернатор штата Зулия (Zulia), Франсиско Ариас Карденас, который ввел для своих жителей карточную систему распределения продуктов питания, чтобы предотвратить контрабанду продуктов питания за пределы страны. Цены на продукты питания в Венесуэле значительно ниже, чем в соседних странах, так как они дотационные.
Читайте также: Политическое завещание Чавеса и выборы в Венесуэле
В свою очередь, один из самых могущественных венесуэльских генералов Пабло Перес (Pablo Pérez), в оправдание проводимых правительством мер, заявил, что «речь не идет введение карточной системы в стране, речь идет о гарантированном обеспечении населения продуктами питания первой необходимости». Скептически настроенные венесуэльцы уже прозвали новую инициативу правительства, как «план пищевого коммунизма», менее ироничные граждане называют эту инициативу, как «централизованное государственное планирование потребления населения страны молоком, рисом, мукой, сахаром, туалетной бумагой и зубной пастой».
В Зулии с понедельника будет проводиться эксперимент, цель которого – определить, после какого времени можно будет разрешать гражданам снова покупать продукты и товары. Лидер движения Народной воли Исмаэль Леон (Ismael León) считает, что все эти нововведения по нормированию продуктов и товаров первой необходимости скопированы с кубинской распределительной системы.
Оппозиция резко критикует продовольственную политику Уго Чавеса и его преемника Николаса Мадуро, которая привела к тому, что во всех супермаркетах с утра выстраиваются длинные очереди, чтобы купить пакет муки и бутылку растительного масла.
Продовольственный кризис, который переживает Венесуэла, никак не вписывается в рамки, провозглашенной Уго Чавесом программы «Продовольственной безопасности».
На этом фоне смешно выглядят пропагандистские речи нынешнего президента Николаса Мадуро, который заявляет, что «сегодня благодаря свету любви и знанию Уго Чавеса, и, следуя его заветам, мы идеи по пути свободы и достоинства”.