Три года назад французский дизайнер Ора-Ито (Ora-Ïto) и художник Ксавье Вельян (Xavier Veilhan) проплывали на небольшой рыбацкой лодке вдоль марсельского побережья, и их взорам открылось знаменитое создание Ле Корбюзье – здание под названием «Сияющий город» (La Cité Radieuse). Рассматривая впечатляющие очертания модернистского жилого бетонного дома на сваях, месье Вильян сказал своему другу: «Я всегда мечтал устроить там выставку». – «Тебе повезло, - ответил Ора-Ито, - я только что купил там террасу на крыше».
Теперь, после тщательной реставрации МаМо (сокращенный вариант «Марсельский модуль») будет открыт для публики 8 июня.
Новый центр современного искусства – расположенный на открытом пространстве и внутри здания на площади 600 квадратных метров и занимающий бывший спортзал, беговую дорожку и солярий жилого здания «Сияющий город», построенного Ле Корбюзье в 1947 году – откроет свои двери экспозицией под названием Architectones. В ее рамках будут выставлены последние скульптурные работы и инсталляции месье Вильяна, созданные специально для этого центра.
Рассчитанный на три года проект МаМо, стоимость которого составила несколько «сотен тысяч евро», совместно финансировали Ора-Ито и совладельцы дома. Это здание представляет собой парадоксальный гибрид частного музея, финансируемого фондом Audi Talents Awards, и историко-архитектурной мекки. А еще оно служит напоминанием того места, в котором жили обитатели дома «Сияющий город» с его 350 квартирами, размещенными на 18 этажах в виде гигантского паззла.
«Когда три года назад я услышал, что терраса на крыше продается, я сразу же в нее вцепился, - рассказывает 36-летний дизайнер, уроженец Марселя, настоящее имя которого Ито Морабито (Ito Morabito). – Я немедленно продал свой таун-хаус в Париже и всю свою коллекцию произведений искусства… Люди пытались меня отговорить. Я знал, что рискую, решившись купить площадку и не зная, смогу ли я ею воспользоваться».
По просьбе Ора-Ито 1200 владельцев квартир знаменитого дома провели голосование, после чего дизайнер получил разрешение продолжать строительство выставочного центра. По его словам, самым сложным в реставрационной работе оказалось убрать полуразрушенную пристройку (которую называли «бородавкой») к спортивному залу, площадь которого составляет 200 квадратных метров.
По словам Ора-Ито, после того, как уродливая пристройка была снесена, они с удовольствием обнаружили под ней фасад из стекла, первоначально задуманный Ле Корбюзье: изящный ансамбль из подогнанных с максимальной точностью прямоугольников и квадратов.
Материалы, которые использовались в реставрационных работах, скрупулезно подбирались к древесине, использовавшейся в оригинальной постройке. «Каждый раз, когда я слышал о проведении аукциона по продаже каких-то предметов из Марселя, я все скупал, - вспоминает Оро-Ито. – У меня есть всевозможные двери, кухни целиком с утварью, офисная мебель – все, что утвердил для дома Ле Корбюзье со своими двумя коллегами – Шарлоттой Перриан (Charlotte Perriand) и Жаном Пруве (Jean Prouvé)… Это была идеальная команда единомышленников – своего рода дрим-тим 50-х годов.
Тесно сотрудничая с национальным коллективом реставраторов, занимающимся восстановлением исторических памятников, Ора-Ито собирается открыть на приобретенной площадке кафе, книжный магазин и жилые помещения для художников. «Мы рады, что на примере крыши и бывшего спортзала посетители смогут вновь увидеть оригинальную архитектуру, - говорит директор фонда Ле Корбюзье в Париже Мишель Ришар (Michel Richard). – На площадке МаМо можно будет возродить традиции авангардистских перформансов и художественных представлений на крыше, к чему стремился Ле Корбюзье. В середине 50-х и начале 60-х годов прошлого века здесь выступали все – от Мориса Бежара (Maurice Béjart) до Оливье Мессиана (Olivier Messiaen)».
Ора-Ито, самоучка, который так и не закончил художественную школу, родился в семье художников и архитекторов. Его отец Паскаль Морабито (Pascal Morabito) - известный дизайнер.
Ора-Ито приобрел известность в возрасте 19 лет, когда придумал несуществующие товары известных брендов и представил их в интернете. Сейчас он знаменит своими эксцентричными творениями для известных брендов, среди которых – бутылки Adidas для воды, алюминиевые банки для пива Heineken, кухонная утварь Guzzini, лампы Artemide, столы Christofle и мебель Cappellini.
«Мне надо немного сбавить обороты, - говорит Ора-Ито. – А вот МаМо – это занятие на все времена. Когда Ле Корбюзье построил свой «Сияющий город», его прозвали «сумасшедшим» (le fada). А теперь в Марселе так называют и меня».