На прошлой неделе в латиноамериканских СМИ появилась сенсационная новость о том, что власти Никарагуа согласились отдать китайской компании HK Nicaragua Canal Development Investment Co., Limited в концессию на сто лет строительство Никарагуанского канала, который станет альтернативой Панамскому каналу.
На сегодняшний день проект строительства межокеанского канала по своему размаху не имеет себе равных в мире.
Речь идет о «мегапроекте XXI века», стоимость которого оценивается в 40 миллиардов долларов. Для Никарагуа стоимость проекта выглядит заоблачной, она в пять раз превышает годовой ВВП страны. Никарагуанский канал соединит воды Тихого и Атлантического океанов и позволит серьезно разгрузить морской трафик.
Президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил, что новый канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, будет построен через воды озера Никарагуа. Ожидается, что глубина канала составит 22 метра, ширина - 20 метров, а протяженность достигнет 286 километров. Никарагуанский канал, таким образом, будет глубже, шире и длиннее своего аналога в Панаме. Кроме того, по каналу в Никарагуа смогут ходить суда дедвейтом до 250 тысяч тонн, тогда как Панамский канал даже после расширения сможет пропускать суда вдвое меньшего тоннажа. Проект включает в себя также строительство железной дороги, двух аэропортов и нефтепровода. Технико-экономическое обоснование проекта будет готово к маю 2014 года. Строительство канала даст работу примерно миллиону никарагуанцев и жителям приграничных стран.
Пикантность ситуации заключается в том, что за спиной США, которые до 1999 года контролировали единственный канал между Тихим океаном и Атлантикой - Панамский, собираются создать альтернативный водный путь и тем самым разрушить монополию.
История строительства канала
Проект создания Никарагуанского канала существовал еще в XVI веке. Испанский король Карл V наметил исследование перешейка на территории Никарагуа с целью соединения двух океанов. В 1795 году предлагалось перерезать перешеек каналом через озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан.
Позднее, в XIX веке, проектом занялись более серьезно. В 1830 году состоялась первая попытка топографического исследования на месте сооружения канала, в 1837 году состоялась повторная разведка. Второй проект канала был разработан Бейли и принцем Луи Наполеоном. Третий - американским инженером Чайльдсом и Томэ де Гамондом в 1858 году.
В 1889 год «Компания Никарагуанского канала» после заключения соглашения с Никарагуа и Коста-Рикой приступила к работам. Однако для интенсивного строительства канала не хватило средств. Инвесторы не захотели вкладывать деньги в сооружение этого объекта.
В 1902 году Конгресс США даже проголосовал за строительство канала по территории Никарагуа, но в последний момент лоббисты панамского варианта добились отмены этого решения.
В 1980-х годах идея постройки этого канала активно обсуждалась никарагуанским правительством сандинистов с руководством СССР.
В 2006 году, когда на пост после президента страны вернулся лидер Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэль Ортега, он сделал идею строительства канала краеугольным камнем своей международной деятельности. Ортега всегда мечтал построить канал и назвать его в честь национального героя Аугусто Сесара Сандино.
Зачем нужен Никарагуанский канал
Необходимость строительства «второго Панамского канала» назрела уже давно. Существует несколько серьезных причин в пользу строительства нового канала. Прежде всего, во главу угла следует поставить экономику. Панамский канал, запущенный в эксплуатацию в 1920 году, к настоящему времени уже явно не справляется с работой. Его пропускная способность стремительно отстает от роста количества судов, желающих воспользоваться коротким маршрутом между океанами.
Таким образом, с экономической точки зрения появление Никарагуанского канала весьма востребовано. Кроме того, его строительство не так уж дорого в силу природных причин. Местность благоприятствует строительству: на территории, где планируется построить канал? нет высоких возвышенностей, и есть возможность воспользоваться озером Никарагуа.
Важно и то, что осуществление столь грандиозного проекта позволит, наконец, выдвинуть на повестку дня международного сообщества, измученного в последнее время поиском выхода из всевозможных конфликтов и кризисов, по-настоящему созидательный проект, который благотворно скажется на развитии мировой экономики.
Проект Никарагуанского канала поражает своими масштабами. При его строительстве предполагается извлечь 2,7 миллиарда кубических метров почвы, которые пойдут на сооружение плотин и запруд. Его протяженность составит 286 километров (для сравнения: длина Суэцкого канала - 172 км, Панамского - 82 км). Никарагуанский канал сможет пропускать крупнотоннажные морские суда грузоподъемностью до 270 тысяч тонн. Панамский канал позволяет пропускать суда грузоподъемностью не более 70 тысяч тонн, а после окончания модернизации в 2015 году - не более 130 тысяч тонн.
На сегодняшний день в мире насчитывается 900 судов дедвейтом более 130 тысяч тонн. Как ожидается, к 2019, когда планируется запустить Никарагуанский канал, таких судов станет второе больше.
Экспансия Китая
Это уже не первый проект, в котором участвует Китай. В 2011 году стало известно, что Китай поможет Колумбии построить железную дорогу протяженностью 220 километров. Магистраль должна соединить порты Тихого океана и Карибского моря, и стать еще одной альтернативой Панамскому каналу.
Несколько лет назад ключевые порты Панамского канала Сан-Кристобаль и Бальбоа были переданы на 25 лет в управление гонконгской компании Hutchinson Whampoa, которой владеет один из богатейших людей Китая Ли Ка-шэн.
Де-факто Китай уже получил ценой не столь больших финансовых затрат интересующий его контроль над морским путем из Атлантики в Тихий океан. Сейчас азиатский дракон готов потратить в джунглях Никарагуа десятки миллиардов долларов, чтобы полностью взять под свой контроль грузопоток из Юго-Восточной Азию в страны Латинской Америки, США и Европу. Естественно, что США потеряют часть влияния в регионе, так как будет достоянная конкуренция Панамскому каналу.
Так что Никарагуа имеет неплохие шансы осуществлять свою давнюю мечту по строительству межокеанского канала и стать крупнейшей транзитной страной.
По мнению секретаря по политическим вопросам никарагуанского правительства Пауля Окиста (Paul Oquist), строительство канала станет «локомотивом роста» экономики Никарагуа - одной из беднейших стран Латинской Америки. Хуже Никарагуа живет только Гаити. Государственный бюджет страны - 1,4 миллиарда долларов, а ВВП на душу населения - всего 1240 долларов.
Строительство канала может создать до 40 тысяч постоянных рабочих мест и приносить в год в государственную казну до 1,2 миллиардов долларов чистой прибыли.
Позиция Россия
Несомненно, принять участие в работе международного консорциума инвесторов по строительству Никарагуанского канала необходимо и России. Это позволит укрепить российско-никарагуанские отношения и закрепить наше экономическое присутствие в Латинской Америке. Тем более что Москву и Манагуа связывают дружеские отношения. В частности, Никарагуа входит в число стран, признавших независимость Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, новая трансокеанская артерия станет в полном смысле слова международной и нейтральной. В то время как Панамский канал вплоть до 1999 года оставался под прямым контролем Соединенных Штатов.
Участие в крупных инфраструктурных проектах в Латинской Америке, расширение торговых отношений с латиноамериканскими странами, а также развитие с ними военного сотрудничества полностью отвечает российским национальным интересам. В большинстве своем эти государства относятся к России очень позитивно.
С другой стороны, зачем России участвовать в никарагуанском проекте, который станет конкурентом для наших транзитных маршрутов?
Москва неоднократно заявляла, что готова способствовать расширению товарооборота между Юго-Восточной Азией и остальным миром за счет Северного морского пути, и модернизации Транссибирской железной дороги.
Управляющий строительством Большого межокеанского канала Никарагуа, сопредседатель российско-никарагуанской межправкомиссии по торгово-экономическому и научно техническому сотрудничеству Мануэль Коронель Каутс заявил, что Никарагуа ранее провела переговоры с Россией, Бразилией, Венесуэлой, Китаем и Японией об участии в строительстве Никарагуанского канала. Теперь, по его мнению, они должны проявить политическую волю и оказать экономическую поддержку проекту. Для этого надо приобрести акции и стать хозяевами части создаваемого консорциума. Президент Никарагуа Даниэль Ортега предлагает создать международный консорциум, где Никарагуа будет принадлежать 51% акций, а иностранным инвесторам, которые построят этот канал за свой счет - 49%. Предполагается, что часть акций, примерно 2 ,2 миллиона, будет размещена на Нью-Йоркской бирже. Каждая акция будет стоить одну тысячу долларов.
Пока, видно, Москва не торопится участвовать в строительстве Никарагуанского канала в отличие от прагматичных китайцев. Не пора ли и России вместо увлечения планами глобального строительства брать пример с нашего восточного соседа, добивающегося своих целей за разумную цену?