Брюссель – Российские чиновники, которым был запрещен въезд в США в связи с обвинениями в коррупции и сговоре с целью совершения убийства, часто посещают европейские столицы, о чем свидетельствуют утечки служебной информации.
Старший следователь российского Министерства внутренних дел Павел Карпов, Артем Кузнецов из подразделения данного министерства по борьбе с экономическими преступлениями и директор московского налогового управления Ольга Степанова вошли в список из 18 человек, которых американский Госдепартамент объявил персонами нон-грата. Данный список был опубликован 12 апреля.
Всем им запрет на выдачу виз объявлен из-за их причастности к краже российских налоговых денег и к гибели человека, который их изобличил. Это был российский юрист Сергей Магнитский.
Карпов, Кузнецов и Степанова являются главными действующими лицами в этой истории.
Карпов и Кузнецов организовали конфискацию печатей и документов у бывшего работодателя Магнитского британской инвестиционной фирмы Hermitage Capital, которые были использованы в мошеннических целях.
Кузнецов также организовал арест Магнитского, отправив его в СИЗО, где тот и умер.
Между тем, Степанова распорядилась о возврате налоговых выплат на сумму 153 миллиона долларов, которые попали в частный банк осужденного преступника Дмитрия Клюева, а тот отмыл эти деньги в шести странах ЕС и в Швейцарии.
У Карпова, Кузнецова и Степановой довольно скромные зарплаты.
Но после событий, произошедших в период с 2007 по 2009 год, они купили шикарные дома, автомашины и прочую собственность на сумму свыше 42 миллионов долларов.
Европарламент трижды призывал страны ЕС создать нечто вроде американского списка Магнитского.
Мать умершего юриста Наталья Магнитская на прошлогодней встрече в Лондоне с корреспондентом EUobserver заявила, что американское решение носит символический характер, а вот запрет на въезд в страны ЕС станет для этих людей серьезным ударом.
«Они очень этого боятся, так как в Соединенные Штаты эти люди ездят редко, а вот Европу посещают регулярно», - сказала она.
Утечка документов из российской пограничной службы (их удалось увидеть журналистам из EUobserver и Би-Би-Си) подтверждает ее заявления.
Записи показывают, что с 2004 года Карпов всего дважды посещал Соединенные Штаты: 23 сентября 2006 года он прилетел в Вашингтон, а 1 октября того же года прибыл в Нью-Йорк.
А вот страны ЕС он посещал 17 раз.
В 2006 году он совершил три короткие поездки, побывав в Ларнаке и Пафосе на Кипре и в Лондоне. В 2007 году он посещал Ларнаку, Лондон и итальянский город Милан. В 2008 году Карпов был в Риме и в Вене. В 2009-м он ездил в Мадрид. В 2010 году этот человек побывал в немецком Франкфурте и в Лондоне.
В прошлом году он посещал Европу еще чаще.
В мае Карпов побывал в Париже. В июле/августе он на неделю приехал в итальянскую Верону. 17 ноября этот человек прилетел в Рим, а через три дня после возвращения оттуда отправился в четырехдневную поездку в немецкий город Мюнхен.
Кузнецов со Степановой ни разу не бывали в США.
Но страны ЕС они посещают часто.
Кузнецов в 2006 году был в Лондоне. Один раз он посещал Ларнаку, два раза Рим, а на следующий год дважды побывал в Париже. В 2008 году он снова отправился в Рим, а в мае 2009-го три недели провел в Милане.
Степанова была в Риме в декабре 2004 года. В апреле 2005-го она провела неделю во французском курортном городе Ницце. В декабре 2006 года дама посетила Милан. В апреле того же года она вместе со своим тогдашним мужем Владленом Степановым ездила в Париж. В апреле 2007-го эта пара снова провела пять дней в Париже, в мае на неделю съездила в Ларнаку, а в марте 2008 года опять отправилась в Париж – на 10 дней.
Предполагаемый организатор этой аферы Клюев посещал страны Евросоюза как минимум 51 раз. Иногда российские чиновники и осужденный мошенник путешествовали вместе.
Клюев и Карпов в 2006 и 2007 году вместе ездили в Ларнаку. Клюев также присоединился к Степановым в Париже во время их поездки туда в апреле 2006 года.
Несмотря на призывы и требования Европарламента, Европейская служба по внешним делам, обладающая полномочиями на введение санкций, не проявляет никакой активности и готовности действовать в этом направлении.
Институтам ЕС трудно даже придерживаться единой линии.
Перед состоявшимся на прошлой неделе саммитом Россия-ЕС один источник из Евросоюза заявил представителям прессы в Брюсселе, что смерть Магнитского это «внутреннее дело» России. Однако глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон позднее дала задний ход и выразила в российских СМИ свою озабоченность по поводу данного дела.
Руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, со своей стороны, призвал российские власти провести тщательное расследование.
Однако Россия в январе уже закрыла это дело, не найдя виновных.
Сейчас Европарламент пытается применить еще одну уловку.
На прошлой неделе 47 депутатов Европарламента направили министрам иностранных дел стран-членов ЕС письмо, в котором заявили, что пользуясь своими парламентскими полномочиями, наложат вето на предлагаемый договор между Россией и Евросоюзом об облегчении визового режима, если Европейская служба по внешним делам не примет никаких мер.
Однако позиция парламента не до конца понятна.
Неясно, чего хотят европейские парламентарии: ввести визовый запрет на 18 чиновников по образцу американского списка, на дополнительных лиц типа Клюева, или на 60 человек, перечисленных в отдельном списке сенатора Бена Кардина (Ben Cardin). Также непонятно, каким образом они намерены наложить вето на соглашение по визам.
Источник из Европарламента заявил, что угроза вето может быть использована для того, чтобы руководители неправительственных организаций и студенты получили право безвизового посещения ЕС.
Члены парламента также рассматривают предложение Еврокомиссии о том, чтобы российские чиновники со служебными паспортами могли въезжать в ЕС без виз. Вместе с тем, они не хотят, чтобы это правило распространялось на тех, чьи имена запятнаны в связи с делом Магнитского.