Да, Джордж Мартин – это Толкин нашего времени, яркий писатель-фантаст, великолепно владеющий словом, какие появляются лишь раз в поколение. В его историях встречаются слепые пятна, да и перевод сложносочиненного повествования из одного формата в другой – весьма сложное занятие, что-то почти всегда будет утеряно при переводе. Однако «Игра престолов» - один из редких случаев, когда киноверсия не только бережно сохранила дух книжного оригинала, но и превратила многие его слабые стороны в достоинства.
Да, Джордж Мартин – это Толкин нашего времени, яркий писатель-фантаст, великолепно владеющий словом, какие появляются лишь раз в поколение. В его историях встречаются слепые пятна, да и перевод сложносочиненного повествования из одного формата в другой – весьма сложное занятие, что-то почти всегда будет утеряно при переводе. Однако «Игра престолов» - один из редких случаев, когда киноверсия не только бережно сохранила дух книжного оригинала, но и превратила многие его слабые стороны в достоинства.
В чем сериал лучше: Ну, для начала, в книгах никакой Талисы не было. В романе Робб женится на девушке по имени Джейн Вестерлинг, дочери одного из вассалов семьи Ланнистеров, чей замок он захватил во время похода на Скалу. Хотя автор описывает ее как нежную и симпатичную девушку, в книгах Джейн именно что девушка, мечтающая порадовать Робба – особенно одарить его наследником – и в серьезных разговорах о войне она никогда не принимает участие. Талиса, в свою очередь, женщина не просто благородных кровей, но и совершенно самостоятельная. Она целительница, которая лечит солдат на поле боя – по вестеросским меркам она настоящая карьеристка, причем работающая в весьма жестокой и кровавой сфере. Робб не зря говорит с ней как со своим советником: он считает ее не просто своей королевой, но и равноправным партнером.
В книгах Робб и Джейн были милой парой, как милы подростки, пачкающие общественную собственность признаниями во взаимной привязанности, но это не зрелые отношения двух взрослых людей. И именно когда Робб принес ради них в жертву свои клятвы, свою войну и в конце концов свою жизнь, это казалось особенно трагической юношеской блажью. Сила Талисы как персонажа и истинного партнера Робба сделала историю их любви особенно яркой, а события Красной свадьбы – особенно сокрушительными (а это весьма значительное достижение сценаристов).
Что пропустили те, кто не читал книги: Да ничего особенного. Да, Джейн не приехала на свадьбу и осталась жива, но при жизни она куда менее значительный персонаж, чем Талиса была в момент своей гибели.
В чем сериал лучше: Ну, для начала, в книгах никакой Талисы не было. В романе Робб женится на девушке по имени Джейн Вестерлинг, дочери одного из вассалов семьи Ланнистеров, чей замок он захватил во время похода на Скалу. Хотя автор описывает ее как нежную и симпатичную девушку, в книгах Джейн именно что девушка, мечтающая порадовать Робба – особенно одарить его наследником – и в серьезных разговорах о войне она никогда не принимает участие. Талиса, в свою очередь, женщина не просто благородных кровей, но и совершенно самостоятельная. Она целительница, которая лечит солдат на поле боя – по вестеросским меркам она настоящая карьеристка, причем работающая в весьма жестокой и кровавой сфере. Робб не зря говорит с ней как со своим советником: он считает ее не просто своей королевой, но и равноправным партнером.
В книгах Робб и Джейн были милой парой, как милы подростки, пачкающие общественную собственность признаниями во взаимной привязанности, но это не зрелые отношения двух взрослых людей. И именно когда Робб принес ради них в жертву свои клятвы, свою войну и в конце концов свою жизнь, это казалось особенно трагической юношеской блажью. Сила Талисы как персонажа и истинного партнера Робба сделала историю их любви особенно яркой, а события Красной свадьбы – особенно сокрушительными (а это весьма значительное достижение сценаристов).
Что пропустили те, кто не читал книги: Да ничего особенного. Да, Джейн не приехала на свадьбу и осталась жива, но при жизни она куда менее значительный персонаж, чем Талиса была в момент своей гибели.
В чем сериал лучше: С точки зрения Марджери в книгах повествование не ведется, так что, к сожалению, нам оставалось довольствоваться лишь ее девичьей болтовней с Сансой. Но чу! Актрисе Натали Дормер – она уже успела отметиться в звездной роли Ирен Адлер в американской версии «Шерлока», сериале «Элементарно!» (Elementary) – удалось превратить бывшую и будущую королеву Вестероса в настоящую политическую силу и уверенного участника Игры престолов. Благодаря нескольким новым сценам с Сансой и Серсей – и ее мастерской манипуляцией на социопатических фетишах Джоффри в начале сезона – Марджери быстро дала всем понять, что за ее симпатичным лицом скрывается сила, с которой придется считаться. Как бы Серсей не мечтала стать чем-то вроде Мизинца в юбке, этот титул по праву принадлежит Марджери. Ей хватит и политического чутья, и обаяния, и терпения, чтобы обвести вокруг своего изящного пальчика всю Королевскую гавань. Если, конечно, она задержится еще на сезон-другой. Хотя внешне Серсей и реагирует на нее со своей обычной тупой жестокостью, нам куда проще понять, почему внутренне она на самом деле паникует.
Что пропустили те, кто не читал книги:Ничего.
В чем сериал лучше: С точки зрения Марджери в книгах повествование не ведется, так что, к сожалению, нам оставалось довольствоваться лишь ее девичьей болтовней с Сансой. Но чу! Актрисе Натали Дормер – она уже успела отметиться в звездной роли Ирен Адлер в американской версии «Шерлока», сериале «Элементарно!» (Elementary) – удалось превратить бывшую и будущую королеву Вестероса в настоящую политическую силу и уверенного участника Игры престолов. Благодаря нескольким новым сценам с Сансой и Серсей – и ее мастерской манипуляцией на социопатических фетишах Джоффри в начале сезона – Марджери быстро дала всем понять, что за ее симпатичным лицом скрывается сила, с которой придется считаться. Как бы Серсей не мечтала стать чем-то вроде Мизинца в юбке, этот титул по праву принадлежит Марджери. Ей хватит и политического чутья, и обаяния, и терпения, чтобы обвести вокруг своего изящного пальчика всю Королевскую гавань. Если, конечно, она задержится еще на сезон-другой. Хотя внешне Серсей и реагирует на нее со своей обычной тупой жестокостью, нам куда проще понять, почему внутренне она на самом деле паникует.
Что пропустили те, кто не читал книги:Ничего.
В чем сериал лучше: В сериале, где нагих женщин швыряют в зрителя будто горсть бусин, отрадно было увидеть двух женских персонажей, бывших проституток, ставших полноценными личностями со своими идеями и талантами. Шэй в ее телевизионной ипостаси, кажется, по-настоящему любит и Тириона, и Сансу – такой глубины чувств мы не заметили в ее ветреной, более незрелой книжной версии (думается, что книжная Шэй не смогла бы с такой же легкостью отказаться от бриллиантов Вариса). Но настоящая находка – это, конечно, Рос, которая начала с эпизодической роли, а стала ярким дополнением к сериалу (и процессу его создания), превратившись из обычной вестеросской проститутки в правую руку самого Мизинца. Сам Варис с уважением отозвался о ее виртуозных навыках дворцовых интриг, и мы с искренним интересом наблюдали за ее судьбой в сериале – пока не увидели мельком ее утыканный стрелами труп в спальне Джоффри. Это был весьма неожиданный и досадный конец многообещающего персонажа, который не только заслуживал большего, но и обещал удивить нас в будущем.
Что пропустили те, кто не читал книги: Джордж Мартин говорил, что подумывает включить короткую роль для Рос в будущих книгах, так что придется нам удовлетвориться этим.
В чем сериал лучше: В сериале, где нагих женщин швыряют в зрителя будто горсть бусин, отрадно было увидеть двух женских персонажей, бывших проституток, ставших полноценными личностями со своими идеями и талантами. Шэй в ее телевизионной ипостаси, кажется, по-настоящему любит и Тириона, и Сансу – такой глубины чувств мы не заметили в ее ветреной, более незрелой книжной версии (думается, что книжная Шэй не смогла бы с такой же легкостью отказаться от бриллиантов Вариса). Но настоящая находка – это, конечно, Рос, которая начала с эпизодической роли, а стала ярким дополнением к сериалу (и процессу его создания), превратившись из обычной вестеросской проститутки в правую руку самого Мизинца. Сам Варис с уважением отозвался о ее виртуозных навыках дворцовых интриг, и мы с искренним интересом наблюдали за ее судьбой в сериале – пока не увидели мельком ее утыканный стрелами труп в спальне Джоффри. Это был весьма неожиданный и досадный конец многообещающего персонажа, который не только заслуживал большего, но и обещал удивить нас в будущем.
Что пропустили те, кто не читал книги: Джордж Мартин говорил, что подумывает включить короткую роль для Рос в будущих книгах, так что придется нам удовлетвориться этим.
В чем сериал лучше: Ох, Серсей. Ты на редкость ужасна, но сценаристам сериала удалось придать тебе и человеческие черты – отчасти благодаря Лене Хейди, которая способна выглядеть жестокой и хрупкой одновременно, отчасти благодаря дополнительным сценам, в которых ты предстаешь кем-то иным, не той мстительной гарпией, которой мы привыкли тебя видеть. Из диалогов Серсей с Тайвином мы узнаем, какой политической власти она лишилась, из диалогов с Джоффри – что она теряет и сына, а когда она появляется в кадре вместе с Марджери, мы сразу понимаем, кого Серсей винит за угасание своей значимости. Хотя повествование с точки зрения Серсей ведется в других книгах, в «Буре мечей» (Storm of Swords) ее нет, отчего читателю еще сильнее кажется, что автор не дает ей раскрыться в полную силу.
Кроме того, телевизионная версия Серсей не раз проявляет если не доброту, то как минимум нейтралитет. По сравнению с ее неудержимой подлостью в книгах поражает сцена, в которой она и Тирион жалуются друг другу на ужасные браки по расчету, которые им приходится заключать (в чем целиком и полностью виновата лишь она), особенно когда Серсей все-таки благодарит Тириона за спасение их всех во время битвы при Черноводье, и хоть и неохотно, но признает, что пытался убить его именно Джоффри. Хотя телевизионная Серсей умудряется делать еще больше ошибок, чем ее книжная визави, полюбить ее – или хотя бы понять – гораздо проще.
Что пропустили те, кто не читал книги: Ничего.
В чем сериал лучше: Ох, Серсей. Ты на редкость ужасна, но сценаристам сериала удалось придать тебе и человеческие черты – отчасти благодаря Лене Хейди, которая способна выглядеть жестокой и хрупкой одновременно, отчасти благодаря дополнительным сценам, в которых ты предстаешь кем-то иным, не той мстительной гарпией, которой мы привыкли тебя видеть. Из диалогов Серсей с Тайвином мы узнаем, какой политической власти она лишилась, из диалогов с Джоффри – что она теряет и сына, а когда она появляется в кадре вместе с Марджери, мы сразу понимаем, кого Серсей винит за угасание своей значимости. Хотя повествование с точки зрения Серсей ведется в других книгах, в «Буре мечей» (Storm of Swords) ее нет, отчего читателю еще сильнее кажется, что автор не дает ей раскрыться в полную силу.
Кроме того, телевизионная версия Серсей не раз проявляет если не доброту, то как минимум нейтралитет. По сравнению с ее неудержимой подлостью в книгах поражает сцена, в которой она и Тирион жалуются друг другу на ужасные браки по расчету, которые им приходится заключать (в чем целиком и полностью виновата лишь она), особенно когда Серсей все-таки благодарит Тириона за спасение их всех во время битвы при Черноводье, и хоть и неохотно, но признает, что пытался убить его именно Джоффри. Хотя телевизионная Серсей умудряется делать еще больше ошибок, чем ее книжная визави, полюбить ее – или хотя бы понять – гораздо проще.
Что пропустили те, кто не читал книги: Ничего.
В чем сериал лучше: Как и в случае с Марджери, Мелисандра в «Буре мечей» не стала сюжетообразующим персонажем, так что узнаем мы о ней исключительно с точки зрения Давоса… который проводит большую часть книги в темнице. Хотя без некоторых находок канала HBO вполне можно было бы обойтись – например, без кровопускания пиявками из пениса и еще более необязательной сцены с наготой, которая ему предшествовала – в этом сезоне Мелисандра проявляет себя не только в том, что бродит по Драконьему Камню и требует крови невинных. Когда она едет на встречу к Торосу (и чтобы похитить Гендри), мы не только узнаем о ее детстве, когда она была рабыней – в романах об этом рассказывается гораздо позже – но и видим одновременно двух наиболее значимых последователей культа Р’хллора, о котором в книге практически ничего не рассказывается. Мы узнаем больше об их вере – и силе этой веры.
Что пропустили те, кто не читал книги: В книге Мелисандра приходит к Давосу в его темницу и произносит довольно жуткую речь о войне между Красным Богом Р’хллором и его темным двойником, Великим Иным. Кроме того, она делает не менее загадочные заявления о «пробуждении каменного дракона» при помощи королевской крови, подробностей которого мы тоже не узнаем.
В чем сериал лучше: Как и в случае с Марджери, Мелисандра в «Буре мечей» не стала сюжетообразующим персонажем, так что узнаем мы о ней исключительно с точки зрения Давоса… который проводит большую часть книги в темнице. Хотя без некоторых находок канала HBO вполне можно было бы обойтись – например, без кровопускания пиявками из пениса и еще более необязательной сцены с наготой, которая ему предшествовала – в этом сезоне Мелисандра проявляет себя не только в том, что бродит по Драконьему Камню и требует крови невинных. Когда она едет на встречу к Торосу (и чтобы похитить Гендри), мы не только узнаем о ее детстве, когда она была рабыней – в романах об этом рассказывается гораздо позже – но и видим одновременно двух наиболее значимых последователей культа Р’хллора, о котором в книге практически ничего не рассказывается. Мы узнаем больше об их вере – и силе этой веры.
Что пропустили те, кто не читал книги: В книге Мелисандра приходит к Давосу в его темницу и произносит довольно жуткую речь о войне между Красным Богом Р’хллором и его темным двойником, Великим Иным. Кроме того, она делает не менее загадочные заявления о «пробуждении каменного дракона» при помощи королевской крови, подробностей которого мы тоже не узнаем.
В чем сериал лучше: В версии канала HBO Красная Свадьба вышла еще более разрушительным событием, чем в книгах, и не в последнюю очередь тут сыграл роль сугубый ужас от наглядности происходящего. В конце концов, одно дело прочесть в книге, как Роббу отрубили голову и пришили вместо нее голову Серого Ветра, и совсем другое – увидеть это (нас еще долго будут мучить кошмары). Напряжение, нараставшее весь сезон при каждом упоминании Фреев, достигло апогея при первых аккордах песни «Дождь над замком Кастамер» (The Rains of Castamere), когда Кейтлин повернулась лицом к зрителю, полная ужаса, который она отчаянно пыталась считать просто паранойей. Но истинного трагизма этой сцене придало появление на Красной Свадьбе Талисы. Мы увидели ужасный конец не только Робба и Кейтлин, восстания северян и их планов мести, но и самой нежной любовной истории всего сериала. Если перевести эту сцену на язык сказки, это все равно как если бы Золушка и Принц наконец попали на бал, и там их расстреляли из «Узи» бандиты, которые потом пришили бы к телу Золушки тыкву вместо головы и бегали с ней по улицам, а из мышей наделали чучел и притворялись, что они разговаривают с обезображенным трупом. По сравнению с Джорджем Мартином братья Гримм – просто дети.
Что пропустили те, кто не читал книги: Больше ада! Больше смерти! Намеки на предстоящее подаются заранее: музыканты играют ужасно (неудивительно, ведь половина из них на самом деле лучники), невеста плачет и ведет себя странно, на свадьбе совсем не те люди, которых ожидал увидеть Робб. Когда начинается резня, Малыш Джон Амбер переворачивает стол и идет на подмогу Роббу, а Дейси Мормонт, прекрасная воительница благородных кровей, получает алебардой в живот. Не досталось нам и предсмертной мысли Кейтлин, когда кто-то схватил ее за волосы, чтобы перерезать горло: «Только не отрезайте мои волосы. Нед любит мои волосы».
В чем сериал лучше: В версии канала HBO Красная Свадьба вышла еще более разрушительным событием, чем в книгах, и не в последнюю очередь тут сыграл роль сугубый ужас от наглядности происходящего. В конце концов, одно дело прочесть в книге, как Роббу отрубили голову и пришили вместо нее голову Серого Ветра, и совсем другое – увидеть это (нас еще долго будут мучить кошмары). Напряжение, нараставшее весь сезон при каждом упоминании Фреев, достигло апогея при первых аккордах песни «Дождь над замком Кастамер» (The Rains of Castamere), когда Кейтлин повернулась лицом к зрителю, полная ужаса, который она отчаянно пыталась считать просто паранойей. Но истинного трагизма этой сцене придало появление на Красной Свадьбе Талисы. Мы увидели ужасный конец не только Робба и Кейтлин, восстания северян и их планов мести, но и самой нежной любовной истории всего сериала. Если перевести эту сцену на язык сказки, это все равно как если бы Золушка и Принц наконец попали на бал, и там их расстреляли из «Узи» бандиты, которые потом пришили бы к телу Золушки тыкву вместо головы и бегали с ней по улицам, а из мышей наделали чучел и притворялись, что они разговаривают с обезображенным трупом. По сравнению с Джорджем Мартином братья Гримм – просто дети.
Что пропустили те, кто не читал книги: Больше ада! Больше смерти! Намеки на предстоящее подаются заранее: музыканты играют ужасно (неудивительно, ведь половина из них на самом деле лучники), невеста плачет и ведет себя странно, на свадьбе совсем не те люди, которых ожидал увидеть Робб. Когда начинается резня, Малыш Джон Амбер переворачивает стол и идет на подмогу Роббу, а Дейси Мормонт, прекрасная воительница благородных кровей, получает алебардой в живот. Не досталось нам и предсмертной мысли Кейтлин, когда кто-то схватил ее за волосы, чтобы перерезать горло: «Только не отрезайте мои волосы. Нед любит мои волосы».
В чем сериал лучше: Странно такое говорить о побочном сюжете про пытки, растянутом на целый сезон, но сцены с мучениями Теона в этом сезоне вышли превосходно и стали открытием как для книжных пуристов, так и для фанатов телесериала. Все эти события не встречаются в «Буре мечей», третьей книге из серии романов, они нам являются значительно позже, в воспоминаниях Теона, который к тому моменту уже стал Вонючкой. Готовность сценаристов ввести в сюжет события из другой книги стала самой крупной структурной находкой сериала, и нам остается лишь гадать, как еще они перетасуют фабулу книги в четвертом сезоне. Да, для тех, кто читал роман, появление Теона уже сломленным, другим человеком, стало большим потрясением. Но наблюдать воочию, как его мучитель раздирает его на части – вполне буквально – было и болезненно, и одновременно захватывающе. В книге появлялись намеки на то, что Теон был кастрирован, но прямо оно ни разу не упоминалось. Интересно также, что после стольких сцен сексуального насилия по отношению к женщинам, сценаристы все-таки решились нарушить табу на упоминание того, что насилию подвергаются и мужчины. Ну и нам в миллионный раз напомнили, как ужасна жизнь в Вестеросе. Для всех.
Что пропустили те, кто не читал книги: Имя мучителя Теона. К этому моменту «загадка», если честно, порядком надоела. Мы в курсе, что автор обожает эти игры со смешиванием правды и лжи, но хватит уже, серьезно.
В чем сериал лучше: Странно такое говорить о побочном сюжете про пытки, растянутом на целый сезон, но сцены с мучениями Теона в этом сезоне вышли превосходно и стали открытием как для книжных пуристов, так и для фанатов телесериала. Все эти события не встречаются в «Буре мечей», третьей книге из серии романов, они нам являются значительно позже, в воспоминаниях Теона, который к тому моменту уже стал Вонючкой. Готовность сценаристов ввести в сюжет события из другой книги стала самой крупной структурной находкой сериала, и нам остается лишь гадать, как еще они перетасуют фабулу книги в четвертом сезоне. Да, для тех, кто читал роман, появление Теона уже сломленным, другим человеком, стало большим потрясением. Но наблюдать воочию, как его мучитель раздирает его на части – вполне буквально – было и болезненно, и одновременно захватывающе. В книге появлялись намеки на то, что Теон был кастрирован, но прямо оно ни разу не упоминалось. Интересно также, что после стольких сцен сексуального насилия по отношению к женщинам, сценаристы все-таки решились нарушить табу на упоминание того, что насилию подвергаются и мужчины. Ну и нам в миллионный раз напомнили, как ужасна жизнь в Вестеросе. Для всех.
Что пропустили те, кто не читал книги: Имя мучителя Теона. К этому моменту «загадка», если честно, порядком надоела. Мы в курсе, что автор обожает эти игры со смешиванием правды и лжи, но хватит уже, серьезно.