В самый разгар предвыборной агитации Избирательный штаб Телерадиокомпании Ирана публикует перечень политических и экономических программ всех восьми кандидатов на пост президента Ирана. Тщательное знакомство с проектами дальнейшей работы каждого из претендентов на пост главы исполнительной власти необходимо по целому ряду причин.
1. Предвыборные лозунги кандидатов должны продемонстрировать последовательность и логичность их критики в адрес некоторых государственных программ.
2. На примере программ кандидатов должно быть видно, кто из них всего лишь критикует нынешнюю власть, не предлагая взамен конструктивных решений.
3. Политические и экономические взгляды кандидатов должны совпадать с требованиями нынешнего Духовного лидера аятоллы Хаменеи и вождя Исламской революции имама Хомейни.
4. Предвыборные программы претендентов не должны провоцировать политическую нестабильность в стране и подрывать работу революционных органов власти.
6. Проекты новых реформ, заявленных кандидатами, не должны дублировать те программы, которые уже осуществляются государством или планируются, иначе такая предвыборная агитация может считаться простой демагогией.
Ниже приводятся политические программы всех восьми кандидатов на пост президента Ирана.
1. Саид Джалили
48 лет, независимый кандидат, секретарь Высшего совета национальной безопасности, представитель в нем Духовного лидера, бывший глава аналитического отдела секретариата Духовного лидера.
Джалили выступает за продолжение Ираном своей ядерной программы, считая ее частью национальных прав и интересов. По мнению кандидата, Исламская республика отстоит свои права на ядерные разработки столь же успешно, как противостояла во время восьмилетней войны саддамовскому Ираку, который пользовался поддержкой всего мира. Джалили подчеркивает, что в Иране ядерная энергетика и, в частности, ядерный реактор в Тегеране используется в только в мирных целях и высокое обогащение урана оправдано фактическим отказом иностранных государств предоставлять ядерное топливо. Секретарь Высшего совета национальной безопасности и официальный представитель Ирана на международных переговорах по ядерной проблеме напоминает, что когда-то Ирану запрещали обогащать уран до 3,5%, а сейчас хотят ограничить его обогащение уже до 20%. Этот факт, по мнению Джалили, свидетельствует о слабости иностранных партнеров, которые потенциально готовы идти на новые уступки. В международных отношениях кандидат призывает уделять большее внимание одним странам, которые имеют с Ираном общие интересы, и использовать противоречия с другими для предотвращения угроз. В его программе также подчеркивается, что Ирану, которого даже его оппоненты признают сильной региональной державой, следует препятствовать попыткам некоторых государств установить свою гегемонию над всем миром.
2. Голамали Хедад-Адель
68 лет, консерватор, высший советник Духовного лидера, депутат парламента, бывший вице-спикер парламента и экс-президент Академии персидского языка и литературы.
Хедад-Адель призывает не пренебрегать иранцами, проживающими за границей, и, напротив, использовать потенциал их знаний и опыта. Подчеркивая достижения Ирана в сфере ядерной энергетики, кандидат заявляет, что в случае его избрания президентом он будет придерживаться политики разрядки международного напряжения и мирного сосуществования со всеми государствами. Будучи президентом, советник Духовного лидера обещать вести переговоры с любой страной, включая США, но при условии сохранения независимости Ирана. Хедад-Адель готов идти на переговоры с Вашингтоном, если тот признает достижения Исламской революции позитивными для независимости Ирана. Этот кандидат считает необходимым вести переговоры с Западом с целью отмены санкций против Ирана (однако при условии сохранения независимости страны). Во внутренней политике он намерен минимизировать негативное воздействие международных санкций и даже использовать их для развития страны.
3. Али Акбар Велаяти
68 лет, советник Духовного лидера по международным вопросам, член Совета по целесообразности, бывший министр иностранных дел Ирана.
В своей предвыборной программе этот кандидат особо подчеркивает, что он возглавлял министерство иностранных дел Ирана на протяжении 16 лет (с 1981 по 1997 года), то есть, по сути, создавал с нуля внешнеполитическое ведомство Исламской республики, являясь при этом выдвиженцем сначала самого имама Хомейни (вождя Исламской революции 1979 года), а потом нынешнего Духовного лидера аятоллы Хаменеи. Переговоры по ядерной проблеме Велаяти сравнивает с мирными переговорами после окончания войны с Ираком в 1988 году, на которых возглавлял иранскую делегацию, и утверждает, что нынешняя проблема не сложнее предыдущей и вполне разрешима. Советник Духовного лидера заявляет, что Иран может продолжать использовать ядерную энергию в мирных целях и наладить отношения с другими странами, сокращая при этом международные санкции, для этого, по мнению бывшего министра иностранных дел, необходимо всего лишь проводить более взвешенную и активную политику. В целом, заняв пост президента страны, Велаяти обещает решить проблему экономических санкций и развивать отношения с иностранными государствами, но при этом не уступать даже самой малости в реализации прав Ирана на ядерную энергию. Этот кандидат также обещает включить в аппарат правительства чиновников разных политических взглядов, создать «высоконравственное» правительство, работающее открыто и готовое к тесному сотрудничеству с парламентом, а также отменить визовый режим с 40 иностранными государствами.
4. Мохаммад Багер Галибаф
52 года, консерватор, мэр Тегерана, член Ученого совета географического факультета Тегеранского университета, бывший командующий полиции и авиацией Корпуса стражей Исламской революции.
В своей предвыборной программе столичный градоначальник призывает к коренным переменам в методах руководства, чтобы оптимизировать использование людских и материальных ресурсов и эффективно применять в экономике большое число трудовой силы. В качестве доказательства серьезности своих намерений Галибаф приводит собственный опыт семилетней работы на посту мера Тегерана, в ходе которой продемонстрировал населению города, что его слова не расходятся с делом. Намереваясь бороться с дискриминацией и нищетой, кандидат указывает на то, что сейчас в Иране после помолвки девушки вынуждены ждать до замужества еще несколько лет, чтобы собрать свое приданное. Столичный мэр считает, что эти и другие социальные беды мешают достижению общественной гармонии, без которой, в свою очередь, невозможен успех на международной арене как в плане сопротивлению давлению иностранных государств, так и в переговорном процессе. По поводу ядерной программы Ирана, Галибаф считает, что Тегеран обязан продолжать переговоры с «шестеркой», однако недопустимо соглашаться с ее требованием прекратить использование ядерной энергии, к тому же некоторые проблемы могут быть решены кулуарно при поддержке лобби. Он также придерживает мнения о том, что гораздо больший ущерб наносят Ирану не международные санкции, а нерадивое руководство.
5. Мохсен Резаи
59 лет, консерватор, председатель Совета по целесообразности, бывший главнокомандующий Корпуса стражей исламской революции.
Резаи выстраивает собственную предвыборную стратегию на необходимости устранения дисбаланса, возникшего между сильной внутренней и внешней политикой Ирана и слабой экономикой. Если в плане политики Иран поддерживает тесные отношения с Сирией, Ливаной и Ираком и признается сильной региональной державой, имеющей мощные ракетные системы, то в плане экономики налицо серьезные продовольственные проблемы, связанные с нехваткой для населения отдельных продуктов. Председатель Совета по целесообразности выступает также за кардинальное изменение структуры исполнительной власти, которая на данный момент, по его мнению, является авторитарной, а также призывает ослабить излишнюю централизацию страны, передав большую часть полномочий местным властям в провинциях. Резаи вполне серьезно рассматривает перспективу ирано-американских переговоров, которые могут быть возможны после принятия Тегераном и Вашингтоном определенных взаимных условий. Кандидат намерен усилить иранских внешнеполитический корпус большим числом сильных опытных дипломатов и обсуждать с США проблему ядерной энергетики, экологии и незаконного оборота наркотиков. Другим направлением внешней политики, по замыслу Резаи, станет создания Совета стран Юго-Западной Азии, целью которого будет обеспечение экономической безопасности и предотвращение региональных угроз. Что касается внутригосударственного реформирования, то кандидат планирует заменить обязательную военную службу профессиональной армией.
6. Мохаммад Реза Ареф
62 года, реформатор, член Высшего совета культурной революции, член Совета по целесообразности, бывший первый вице-президент и министр коммуникаций.
В внешней политике Ареф склонен брать за образец президентства Али Акбара Хашеми-Рафсанджани и Мохаммада Хатеми, которые стремились развивать и укреплять отношения Ирана с другими странами. В том же ключе кандидат предполагает и решать ядерную проблему Ирана, которая, по его признанию, слишком политизируется. Подчеркивая необходимость продолжать использовать ядерную энергию в мирных целях, бывший вице-президент призывает сначала упрочить доверие к Ирану со стороны иностранных государств, причем сделать это возможно путем привлечения к международным переговорам опытных политиков и дипломатов, пользующихся авторитетом у западных партнеров, таких как Хашеми-Рафсанджани и Хатеми. Отдавая преимущество развитию отношений с мусульманскими странам, соседями по региону и странами-участницами движения неприсоединения и защите собственных прав, Ареф планирует обратиться к миру с «посланием мира» и улучшить отношения Ирана с внешним миром. Обсуждая нынешнюю внутриполитическую ситуацию, бывший вице-президент указывает, что после президентских выборов в 2009 году органы безопасности усилили свой контроль общественной жизни и особенно это заметно на иранском студенчестве, которое подчас выдвигает вполне справедливые требования. В целом, в непростых отношениях властей и общества Ареф винит обе стороны, а также подчеркивает, что пора покончить с господством консерваторов во властных структурах и для эффективного управления государством пришло время обратиться к опыту реформаторов. В случае победы на президентских выборах, кандидат обещает ввести должность вице-президента, занимающегося вопросами национальностей и соблюдения их конституционных прав. Также Ареф призывает активно использовать профессиональный потенциал женщин и более активно привлекать их к общественной жизни и руководству.
7. Хасан Рухани
65 лет, реформатор, директор Центра стратегических исследований при Совете целесообразности, представитель Духовного лидера в Высшем совете национальной безопасности, член Совета экспертов, ранее занимал должности секретаря Высшего совета национальной безопасности, советника президента по вопросам безопасности и вице-спикера парламента.
Рухани также выступает за продолжение переговоров по ядерной проблеме Ирана и убежден, что в этом деле можно полагаться на европейских лидеров, потому что только они могут предотвратить агрессию со стороны США. Аналогичным способом, то есть увеличивая противоречия между Брюсселем и Вашингтоном, он намерен добиваться отмены международных санкций против Ирана. Говоря о внешней политике в целом, кандидат призывает к «конструктивному взаимодействию» со всем миром и именно так намерен решить существующие в Иране проблемы и добиваться развития своей страны. Себя Рухани позиционирует как умеренного, сбалансированного политика, который заслуживает доверия как в Иране, так и за его пределами. Во внутренней политике представитель Духовного лидера выступает за «полифронтальность» и полагает, что волнения в обществе после президентских выборов в 2009 году вызваны именно тем, что всю власть в государстве сосредоточил в своих руках именно фронт консерваторов.
8. Мохаммад Гарази
72 года, реформатор, в настоящее время никакую государственную должность не занимает, в прошлом – министр нефти и министр коммуникаций.
Одним из своих преимуществ этот кандидат считает опыт работы по созданию в годы ирано-иракской войны общегосударственной телефонной сети, на которую тратились в основном внебюджетные средства. Одним из лозунгов кандидата является «создание тридцати тегеранов». Иначе говоря, он выступает против практики переезда губернаторов провинций в столицу государства, чтобы в случае нарушений не приходилось отсчитываться за свои действия. Гарази убежден, что губернаторы должны не только проживать в своих провинциях и отчитываться за проведенную работу перед населением своих провинций, но и выбираться самим народом. Единственным условием должно быть отсутствие у них сепаратистских тенденций. Следующим требованием кандидата является положить конец практике назначения министрами и другими правительственными чиновниками бывших сотрудников избирательных штабов кандидата в президенты. Гарази принципиально выступает за создание правительства профессионалов, вне зависимости от того, какова их политическая ориентация и под чьим началом им когда-то приходилось работать.
Перевод с персидского Тарасовой Светланы.