ЛГБТ-активисты были атакованы, а затем арестованы около здания российского парламента, пока депутаты подавляющим большинством приняли запрет на «гей-пропаганду» среди лиц младше 18 лет. За законопроект, который запрещает «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений», проголосовали 436 депутатов. Никто не проголосовал против, один депутат воздержался.
Законопроект теперь станет законом, если получит одобрение верхней палаты парламента и подпись Владимира Путина, который уже выразил поддержку в отношении этой инициативы. Этот законопроект – самый критикуемый элемент в серии мер, которые, по словам активистов, ухудшают и без того непростую ситуацию для представителей ЛГБТ в России. Граждане, нарушившие закон, могут быть оштрафованы на 5 тысяч рублей, в то время как наказание для организаций может составить до миллиона рублей. Иностранцы, которых признают виновными в продвижении равноправия геев, будут арестованы и немедленно депортированы.
Более 20 активистов, собравшихся около здания Госдумы, были атакованы радикально настроенными православными христианами, а также забросаны яйцами, крапивой и мочой, пока представители ЛГБТ-движения пытались провести «протест поцелуев».
Закон создан на основе инициатив, запрещающих «пропаганду гомосексуализма» в нескольких российских регионах. Столкнувшись с критикой по поводу терминологии, которая была настолько неконкретной, что могла быть интерпретирована множеством различных способов, авторы законопроекта уточнили формулировки перед тем, как отправить его на второе и третье чтение.
Сейчас в документе говорится, что «пропаганда» гомосексуальных отношений включает в себя «распространение информации, направленной на формирование у детей нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности таких отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений, а также навязывание информации, вызывающей интерес к таким отношениям».
Митинги в защиту прав ЛГБТ и гей-парады в России и без того официально запрещены, а бывший московский мэр однажды назвал их «местом для сатанистов». Согласно опросам, многие россияне считают, что гомосексуальность нужно «лечить», а в общественной жизни страны нет почти ни одного «вышедшего из шкафа» гея. Ведущего Антона Красовского ранее в этом году уволили сразу после того, как он заявил о своей ориентации в ходе телепередачи. Путин недавно заявил, что российские законы вовсе не являются дискриминационными по отношению к геям, однако когда новый закон вступит в силу, заявления о том, что гомосексуальность – это нормальный жизненный выбор, окажутся нелегальными.
«Закон плох с самого начала, — написала журналистка Елена Костюченко, лесбиянка, которую полиция задержала за участие в протесте около здания Госдумы. — Он утверждает, что быть геем или лесбиянкой — это ненормально. Он разделяет людей на две группы — первого сорта и второго сорта. Он запрещает распространять представления о равноценности традиционных и нетрадиционных отношений. Этот закон запрещает нам открыто говорить о себе, общаться с журналистами, он запрещает психологам и учителям защищать гомосексуальных подростков от травли и убеждать их, что с ними всё в порядке».
Питер Тэтчелл (Peter Tatchell), которого избивали и задерживали четыре раза за участие в московских гей-парадах, сказал, что «этот новый закон демонстрирует растущую авторитарность Путина и осуществляемое им подавление гражданского общества. Закон нарушает российскую конституцию, которая гарантирует свободу самовыражения, и Европейскую конвенцию по права человека, которую Россия подписала и которой страна обещала следовать. Хотя закон теоретически направлен на запрет так называемой «гей-пропаганды» среди детей до 18 лет, на самом деле он сделает нелегальным любое публичное выступление в поддержку равноправия ЛГБТ, образование по вопросам СПИДа или помощь этим людям там, где ее может увидеть ребенок».
Активист ЛГБТ-движения Николай Алексеев написал на своей странице в Twitter, что планирует подать заявление в Генпрокуратуру с просьбой изучить действия автора законопроекта Елены Мизулиной на предмет разжигания ненависти против социальной группы.