В свете последних событий в Турции некоторые эксперты отмечают, что переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС может быть приостановлен. Заявление Еврокомиссара по расширению Штефана Фюле в Стамбуле о том, что он «разочарован», заставляет сторонников данной точки зрения склоняться к готовности ЕС приостановить переговоры.
Другие настаивают на том, что часть разделов в переговорах и так заморожена, следовательно, принятие Брюсселем дальнейших шагов вследствие событий вокруг парка Гези маловероятно.
На самом деле заблуждаются и те, и другие. Погрешность одних состоит в том, что они воспринимают прерывание переговоров как простую техническую операцию. Другие напрасно полагают, что замораживание разделов означает прекращение переговорного процесса.
Читайте также: Протесты в Турции и России - разные, но одинаковые
Условия приостановления переговоров были закреплены в документе, устанавливающем переговорные рамки: «В случае серьезного и систематического нарушения в Турции принципов свободы, демократии, уважения к правам и базовым свободам человека и верховенства закона, лежащих в основе Союза, Комиссия по собственной инициативе или по требованию двух третей государств-членов рекомендует приостановить переговоры и предлагает необходимые для их возобновления условия. Окончательное решение о прекращении переговоров и условиях их возобновления принимается квалифицированным большинством Совета после представления позиции турецкой стороной. На межправительственной конференции государства-члены без нанесения вреда принципу всеобщего консенсуса действуют в направлении решения Совета. Европейский парламент ставится в известность».
Таким образом, приостановление переговоров возможно в случае «серьезного и систематического» нарушения Копенгагенских критериев. В этой связи Комиссия может предложить Совету принять решение о прекращении переговоров или по собственной инициативе, или по требованию, как минимум, 18 государств-членов. Для возможности реализации такого предложения снова необходимо согласие, по крайней мере, 18 членов. В рамках Лиссабонского договора население государств, отдавших свой голос «за», должно составлять 3/5 всего населения ЕС. Иными словами, такое решение не будет принято до тех пор, пока данный вопрос не одобрен государствами-членами, на которые приходится не менее 300 миллионов человек (из 500 миллионов, проживающих в государствах ЕС).
Также по теме: Что на самом деле происходит в Турции?
Замораживание разделов в переговорах и их полное прекращение – это два абсолютно разных вопроса. В настоящее время заморожены 8 разделов, и решение об этом было принято Советом в декабре 2006 года вследствие невыполнения Турцией своих обязательств по Дополнительному протоколу к Анкарскому соглашению (подписан 29 июля 2005 года) в отношении всех членов ЕС. Как только Турция откроет свои порты и аэропорты для кораблей и самолетов под флагом Южного Кипра, политических препятствий на пути открытия этих разделов для переговорного процесса не будет. С другой стороны, Франция и греческий Кипр продолжают препятствовать открытию еще ряда разделов. Из них в конце текущего месяца ожидается открытие одного из ранее блокируемых Францией – «Региональная политика и координация структурных фондов».
Конечно, найдутся те, кто будут стремиться полностью прервать переговоры под предлогом событий, происходящих сейчас в Турции. Другие, прежде всего - некоторые депутаты Европарламента, будут расценивать события в Гези в рамках «серьезного и систематического нарушения политических критериев». Однако стоит признать, что события октября-ноября 2005 года во Франции и августе 2011 в Великобритании не расцениваются Брюсселем как такого рода нарушение. Жесткая позиция греческих сил безопасности, которая сохраняется в связи с экономическим кризисом, критикуется в Брюсселе, однако никто из членов ЕС не настаивал на необходимости лишить Грецию членства.
Многие возразят: Греция – член ЕС, а Турция – «кандидат», следовательно, вопрос политических критериев может представлять проблему для Анкары. Да, но когда нарушение политических критериев станет темой для обсуждения, то не будем забывать, насколько жесткой была позиция ЕС по отношению к праворадикальному политику Йоргу Хайдеру в Австрии в 2000 году.
Таким образом, говорить о том, что вероятно полное прерывание процесса переговоров, пока преждевременно. Однако можно предположить, что текущие события способны негативно сказаться на открытии новых не заблокированных разделов.