Крупнейший и самый знаменитый в мире арт форум современного искусства, Венецианская биеннале, пожалуй, никогда не посвящался исключительно искусству. Диктатор Бенито Муссолини еще в 1930 году, будучи тогда премьер-министром Италии, увидел здесь огромный потенциал и понял, что это событие можно использовать как инструмент пропаганды, и взялся его курировать. Мероприятие тогда прошло с таким успехом, что спустя четыре года Муссолини организовал просмотр лично для Гитлера. Но после Второй мировой войны государство уже не стало напрямую вмешиваться, и этот форум искусства стал чуть более независимым. Так, например, за павильон Великобритании отвечает Британский Совет, а Госдеп США препоручил всё кураторство музею в Венеции, в котором собраны работы модернистов 20 века, Коллекции Пегги Гуггенхайм (Peggy Guggenheim Collection).
В этом году художники, избранные для участия в выставке, продолжают измерять пульс событий в своих странах. Десять стран приняли участие впервые. В их числе национальные павильоны Боснии и Герцеговины (после десятилетнего перерыва), Багамских островов, Анголы (которая к тому же получила награду за лучший павильон), Тувалу и Ватикана. По словам куратора Ватиканского проекта, Кардинала Раваси (Cardinal Ravasi), Святой Престол воспользовался дебютом с целью попытаться «возродить связь между искусством и верой».
Три галереи павильона Ватикан посвятил истории сотворения мира. Однако те, кто ожидал увидеть изображения Всевышнего, были разочарованы. Кульминация этой экспозиции - «сенсорное путешествие, в котором зритель становится участником диалога, выходящего за пределы мирского опыта». На языке биеннале это означает интерактивный видеоряд. В «Творении», представленном арт группой итальянских художников Studio Azzurro, зритель может протянуть руку, как Творец, изображенный на потолке Сикстинской капеллы, и прикоснуться к объекту, спроецированному на стены галереи.
Наблюдатели Economist отметили успех выставленных в Ватиканском павильоне фотографий чешского художника Йозефа Куделки (Josef Koudelka). Автор представил чёрно-белые снимки разрушающихся ландшафтов. Это картины глобальных конфликтов и разрушений - картины «Отрицания творения».
Ирак участвует в выставке всего второй раз, и удостоился высокой оценки «за смелость» представленной экспозиции. Куратор павильона, англичанин Джонатан Уоткинс (Jonathan Watkins) объездил Багдад, Басру, Вавилон и Курдистан на бронированном автомобиле. Он встретился и пересмотрел больше сотни художников, прежде чем выбрал 11 из них, которые и приняли участие в выставке. Как подчёркивают наблюдатели Economist, представленные работы, - искусство «вопреки». Картонная мебель и скамья, сделанные из частей велосипеда, выглядят, словно китайская бронза. Роскошные комнаты венецианского особняка Ка Дандоло на Гранд-канале превратились в уютную гостеприимную комнату, обставленную диванами, столиками, заваленными книгами, и кухней, где можно выпить мятного чаю.
Economist замечает, что в павильонах стран еврозоны особенно заметна общая атмосфера тревоги и беспокойства. Деньги, или их отсутствие – вот главная тема, которой сегодня озабочены европейские художники. Так, в Испанском павильоне художница Лара Альмарсеги (Lara Almarcegui) возвела гигантскую кучу мусора до самого потолка; а в Греческом национальном павильоне, художник Стефанос Цивопулос (Stefanos Tsivopoulos) покрыл целую стену текстом об альтернативных валютах и демонстрирует фильм триптих, в котором женщина делает цветочные букеты из банкнот евро. При этом обозреватели Economist подмечают, что бюджет Румынии был настолько ограничен, что стены их павильона остались абсолютно голыми. Пять человек с помощью своего тела «изображают» предметы искусства, представленные на предыдущих биеннале.
Национальный павильон Германии - разумеется, не единственный, где демонстрируется стремление подчеркнуть открытость к международному сотрудничеству и изучению культурных различий. Как отмечают в Economist, эти темы особенно волнуют именно самих немцев в Германии, потому что, как прокомментировал один немецкий участник: «Нас все ненавидят». Германия обменялась павильоном с Францией (в честь 50-й годовщины со дня подписания Договора о дружбе 1963 г. между Шарлем де Голлем и Конрадом Аденауэром). Однако здесь представлен только один художник, которого можно считать немецким – уроженец Висбадена с французским паспортом, Ромуальд Кармакар (Romuald Karmakar). Остальные представленные здесь художники, с разных концов света, - китаец Ай Вэйвэй(Ai Weiwei), южноафриканец Санту Мофокенг (Santu Mofokeng) и Дайанита Сингх (Dayanita Singh) из Индии.
При этом, как замечают британцы, Французы не ответили взаимностью на любезность немцев. Для своего павильона они выбрали художника Анри Сала (Anri Sala) по национальности франко-албанец, который представляет довольно сложный, но при этом совершенно не затрагивающий душу фильм о музыкантах, исполняющих произведение Мориса Равеля.
В национальном павильоне Великобритании концептуальный художник концептуалист, обладатель премии Тернера Джереми Деллер (Jeremy Deller) произносит напыщенные речи. Его работа «Мы голодаем среди нашего золота» изображает радикального художника, дизайнера и поэта викторианской эпохи, социалиста Уильяма Морриса (William Morris) в образе супергероя, который топит яхту лондонского олигарха Романа Абрамовича в Венецианской лагуне. Другое помещение заполнила гигантская фреска с изображением гигантского полевого луня, который держит в своих когтях кроваво красный автомобиль Range Rover. Это аллюзия на инцидент 2007 года, когда два представителя этого вымирающего уникального вида птиц были застрелены на территории королевского поместья Сандригем в графстве Норфолк. Тогда Подозрение пало на принца Гарри и одного из его приятелей, однако молодые люди заявили, что ничего не знают о произошедшем. Художник Деллер (Mr Deller), однако ничего не боится, и продолжает развивать тему в видеосюжете, в котором Range Rover методично разбивается «когтем» дробильной машины. Как замечают обозреватели Economist, выглядит не очень-то изысканно.
Сара Зе (Sarah Sze) работает на контрасте. Художница украсила своими работами Американский павильон, заглянула на задний дворик. Ее инсталляция состоит из «миров» (проще говоря, шарообразных конструкций), сооружённых из обычных и тривиальных бытовых предметов, таких как банок с краской, кофейных чашек, ламп и салфеток. Общее впечатление – визуально привлекательно и чрезвычайно оригинально. Но, как считают английские эксперты, в среде, где искусство обязано просто кричать, чтобы привлечь внимание, «послание» художницы об устойчивости экосистем остается неуслышанным.
Британцы отмечают, что экспозиция Российского павильона убедительно раскрывает идеи. «Даная» Вадима Захарова, основанная на древнегреческом мифе о том, как Зевс соблазнил Данаю в обличье золотого дождя, повествует не менее, чем о трех из семи смертных грехов: стяжательство, похоть и зависть. В инсталляции человек сидит на высокой балке и щелкает орехи, в то время как золотые монеты, словно капли дождя, падают на пол внизу. Если вы женщина, а значит, потенциальный объект соблазнения Зевса, вам разрешается постоять под «дождем», глядя на падающие монеты через прозрачный зонтик. После этого смотритель попросит вас наполнить ведро монетами, которые дают подпитку сразу одновременно и экономике, и коррупции.
Неподалеку от национальных павильонов расположена главная часть арт форума. Зачастую почему-то именно она разочаровывала. Однако, как считают британские обозреватели в этом году эта часть стала настоящей жемчужиной фестиваля. «Энциклопедический дворец», куратором которого является Массимилиано Джиони (Massimiliano Gioni) из Нового Музея современного искусства в Нью-Йорке, посвящен сюжету о том, как люди распоряжаются информацией, которой их буквально бомбардируют. Рядом с произведениями известных авторов Джиони представил работы мастеров-самоучек с так называемой, периферии общества, например, пациентов психиатрических лечебниц и аутистов. Так, на выставке представлена серия глиняных животных-монстров, созданных скульптором Шиничи Савадой (Shinichi Sawada), который практически не говорит. Обозреватели Economist замечают, что работы этого художника, да и весь этот арт фестиваль, предлагает нечто новое – искусство, которое искренне удивляет.
И всё же после стольких лет усилий, современное искусство (modern art) так и смогло изменить мир к лучшему (change the world). Кажется, не получилось и в этот раз.