Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Балтийский котел

В других странах российский газовый гигант терпит убытки, а у нас он хочет укрепиться

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало кто в Латвии не слышал о «Курляндском котле» (как его называли в советское время) - территории, которая оставалась под контролем Германии до последнего дня Второй мировой войны, когда наступающие советские вооруженные силы по всей линии фронта шли только вперед, и уже над Рейхстагом в Берлине развевался красный флаг.

Мало кто в Латвии не слышал о «Курляндском котле» (как его называли в советское время) - территории, которая оставалась под контролем Германии до последнего дня Второй мировой войны, когда наступающие советские вооруженные силы по всей линии фронта шли только вперед, и уже над Рейхстагом в Берлине развевался красный флаг.
 
Мы можем быть благодарны тому, что современная Европа свободна от ужасов войны, но хорошо известно, что это не уменьшило имперские устремления России. Правда, они в основном реализуются «более мягкими» средствами. С момента прихода к власти президента Владимира Путина одним из главных инструментов в обеспечении силы Кремля стал газовый гигант Газпром, который контролирует правительство России и который используется для достижения внешнеполитических целей государства.
 
Однако так же, как и казалось бы неотвратимое продвижение немцев вперед было в 1943 году остановлено у берегов Волги, и Газпром пережил свой Сталинград. Его победное шествие остановил американский сланцевый газ. Благодаря развитию технологий добычи сланцевого газа, которые позволяют добраться до дешевых, содержащихся в ранее недоступных недрах запасов, в последние пять лет объемы добычи природного газа в США возросли на четверть, и цена на него в Америке теперь составляет только половину цены в центрах торговли газом Западной Европы. США уже нет необходимости импортировать природный газ в сжиженном виде, и предназначавшиеся прежде для американского рынка грузы ищут покупателей в других местах, что гонит цены вниз.
 
Это тяжелый удар для Газпрома, основывающего свою бизнес-модель на  долгосрочных договорах, в которых цена на поставляемый по трубопроводам газ привязана к ценам на нефть. Это стало дорогими анахронизмом, от которого все больше клиентов Газпрома отказываются.
 
Аналогично фюреру, руководство Газпрома тоже отказывается смотреть правде в глаза. В 2010 году руководитель компании Алексей Миллер иронизировал по поводу «мифов о сланцевой лихорадке» и еще в марте этого года назвал это «пузырем, который лопнет». «Мы очень скептически настроены в отношении сланцевого газа. Мы не видим для себя абсолютно никаких рисков», - сказал он.
 
Звучит, как последние слова из бункера. В то время как Миллер не видит никаких рисков, рыночная стоимость возглавляемой им компании уменьшилась с 250 миллиардов до революции сланцевого газа в 2008 году до 90 миллиардов сегодня. (Миллер в свое время прогнозировал, что она превысит 1 триллион долларов). Прибыль Газпрома в прошлом году упала на 15%, а поставки на самый большой рынок – в Европу – на 9%.
 
Проложенный за большие деньги по дну Балтийского моря газопровод Nordstream почти пустует – по нему течет только четвертая часть планировавшегося объема газа. Все это происходит потому, что у покупателей выбор все больше, и они могут требовать более низких цен. Как сообщает The Wall Street Journal, в течение последних двух лет энергокомпании Германии, Италии, Польши и Болгарии заставили Газпром снизить цены на поставки.
 
Это не единственное место боев, где российский газовый гигант вынужден, как в свое время говорили немцы, «выпрямлять фронт». В сентябре прошлого года Европейская комиссия начала расследование против Газпрома. Если в результате будет констатировано нарушение условий конкуренции, Газпрому придется платить штраф в размере до 10% от годовых доходов, это 10 миллиардов евро.
 
Однако в то время как Газпром терпит одно поражение за другим,  в Латвии и в соседних странах есть угроза образования «Балтийского котла» - укрепляется анклав газового гиганта, в котором он может продержаться даже в то время, когда везде надо отступать. Страны Балтии по-прежнему остаются «одиноким энергетическим островом» фактически без соединения с остальным Европейским союзом. Цены на газ для нас одни из самых высоких в ЕС, и Газпром не скрывает, что готов их использовать, чтобы добиться желаемых политических решений. Так, заместитель председателя Газпрома Валерий Голубев в прошлом году ясно сказал, что от Литвы  потребована более высокая плата за газ потому, что она хочет ввести установленные ЕС директивы о разделении транспортировки и поставок газа.. К тому же, Газпром находится в числе крупнейших совладельцев национальных газовых компаний не только трех стран Балтии, но и Финляндии.
 
К несчастью, как подтвердило заказанное в прошлом году Европейской комиссией исследование о строительстве регионального терминала для сжиженного газа (ТСГ), каждая из стран Балтии слишком мала, чтобы в одиночку создать необходимую для энергетической безопасности инфраструктуру. Для того чтобы такой ТСГ был достаточно эффективен, он должен примыкать к рынку Финляндии, который по размеру равен рынку трех стран Балтии вместе взятых. Но найти общий язык нелегко - и не только, как иногда слышим, из-за Латвии. Решение о софинансировании ЕС для строительства регионального ТСГ отложено, потому что Эстония и Финляндия не могут договориться о его месте расположения, и министр экономики Эстонии Юхан Перт связывает поддержку размещения терминала в Финляндии с лоббированием интересов Газпрома.
 
Несколько недель назад обе страны попросили принять решение Европейскую комиссию. К сожалению, сейчас кажется, что им самим будет сложно отвоевать «Балтийский котел». Понадобятся дополнительные силы из Брюсселя.
 
Перевод: Лариса Дереча.