Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние дни распространились две противоречащие друг другу новости, касающиеся процесса урегулирования Карабахского противостояния. Прежде всего, ссылаясь на американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ, азербайджанские СМИ сообщили, что достигнуто согласие о встрече президентов Армении и Азербайджана.

В последние дни распространились две противоречащие друг другу новости, касающиеся процесса урегулирования Карабахского противостояния. Прежде всего, ссылаясь на американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ, азербайджанские СМИ сообщили, что достигнуто согласие о встрече президентов Армении и Азербайджана. Потом российское агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что соглашения о встрече нет, и в ближайшем будущем ждать ее не стоит, как минимум, до конца лета или осени.
 
Примечательно, что после появления информации азербайджанских СМИ, в течение следующего дня американцы не опровергли весть о согласии. Фактически ее опровергли российские СМИ, однако не официально. То есть, ИТАР-ТАСС ссылается на свои источники, и ничего официального пока нет. Это, наверное, свидетельствует о том, что американская и российская стороны пытаются оспорить инициативу организации встречи президентов Армении и Азербайджана.
 
Азербайджанские СМИ сообщили о согласии на встречу президентов, ссылаясь на американского сопредседателя, и после того, как госсекретарь США Джон Керри в Вашингтоне встретился с Мамедьяровым, а потом и Налбандяном. Очевидно, что США, тем не менее, определенное согласие сторон получили. Но это означало бы, что встреча де-факто произойдет под патронажем Вашингтона в том случае, если Россия не скрывает своего намерения восстановить, так сказать, трехсторонний формат урегулирования Карабахского конфликта.
 
Трехсторонний формат был идеей Медведева в период его президентства, и он бесславно провалился: Россия не смогла выудить у Армении согласие вернуть 1-2 района, чего добивалась до известной встречи в Казани. Дело дошло даже до угроз в адрес Армении азербайджанскими диверсиями, однако, официальный Ереван, конечно, не без поддержки США и Франции, смог отстраниться от соглашения, и трехсторонний формат почил в бозе.
 
Москва, однако, в настоящее время вынуждена думать о его восстановлении, так как у нее и без того мало инструментов для обеспечения своей жизнеспособности в региональных процессах. В таких условиях для Москвы жизненно необходимыми становятся по возможности узкие форматы, поскольку в просторной среде она уже чувствует недостаток ресурсов.
 
Именно по этой причине в ближайшее время Карабахская проблема для Кремля может стать важным инструментом в плане региональных развитий. Неслучайно Москва начала откровенно любезничать с Баку, пытаясь убедить его войти в трехсторонний формат. Москва считает, что здесь уговаривать нужно Азербайджан, так как Баку в каком-то плане более раскрепощен в отношениях с русскими, нежели Ереван.
 
В формате Ереван-Москва-Баку Россия получит возможности маневра, точнее, использует этот формат в других процессах в качестве инструмента или даже как средство шантажа. И так как возможная встреча Саргсян-Алиев должна была пройти по инициативе США, то для России было бы трудно перевести проблему в трехсторонний формат и еще более сузить его.
 
В то же время, кажется, заметно, что у Москвы пока нет достаточных возможностей и влияния, чтобы привести Армению и Азербайджан к трехстороннему формату. Баку хорошо понимает, что Москва, конечно, ничего не может дать ему ни в вопросе Карабаха, ни в более широких региональных вопросах, кроме испорченных отношений с Западом. А что значат проблемы с Западом, Баку сейчас отчетливо видит на примере Анкары, где демонстранты уже предупреждают, что очередь дошла до Алиева. Армения, естественно, не особо заинтересована в возвращении к трехстороннему формату: здесь нет перспектив, кроме как стать разменной монетой в руках России.
 
В результате задачей-минимум для Москвы сейчас остается не позволить, чтобы какой-либо сопредседатель Минской группы смог сдвинуть с места процесс и таким образом еще более уменьшить возможности Москвы привести его к узкому формату.
 
Это означает, что в ближайшее время в Карабахском вопросе мы станем свидетелями позиционной борьбы, когда Россия всячески будет стараться обострить отношения между сторонами, чтобы не позволить состояться встрече двух президентов.
 
А это в свою очередь означает, что вновь могут быть задействованы азербайджанские диверсии, тем более что на днях одна диверсия в Карвачаре состоялась, а еще одна очередная попытка была пресечена армянской стороной в Горадизе.