Папа Пий Х, провозглашенный Пием ХII святым в 1954 году, через 40 лет после смерти, ясно написал в своем большом катехизисе: «Нечистый противоестественный грех взывает к отмщению перед лицом Бога». Понтифик из Тревизо возглавил ряды борцов с модернизмом XIX века. Грех против натуры он считал вторым по тяжести, а самым тяжким грехом считал добровольное самоубийство. Папа написал об этом черным по белому в 1905 году. Он не отвечал на вопросы латиноамериканских священников, пришедших приветствовать его в библиотеку Ватикана. Он не говорил о «лобби геев», которое сосуществовало в городе вместе со святыми людьми, которые есть в курии. Папа Сарто более ста лет тому назад остерегался использовать светскую лексику. Он обличал «смертный грех столь тяжкий, что он вынуждает Бога к самым ужасным наказаниям за него». Если кто-либо высказывал сомнения в такой суровой каре, то Папа уверенно отвечал: «Это так, потому что об этом говорит Святой Дух». Точка. Отношение к этому греху осталось практически неизменным, хотя в катехизисе от 1992 года под редакцией Йозефа Ратцингера эти грехи «вопиют к небесам», а не требуют отмщения перед лицом Бога.
Между тем, Франциск предпочел обнажить политическую реальность проблемы, а не говорить о грехе и вине. Он сделал это шестого июня в библиотеке Ватикана, признав, что все подозрения, высказанные в период отречения Бенедикта XVI, соответствуют действительности. Он подтвердил распространение коррупции и наличие влиятельного гомосексуалистского лобби, которое влияет на правление курии. «Надо понять, что мы можем сделать», — сказал Папа, согласно одному чилийскому сайту. Немногих слов было достаточно, чтобы разразилась буря. По мнению ватиканиста Espresso Сандро Маджистера, этого следовало ожидать: «Бергольо общается особым образом, он говорит все прямо. До сих пор эта система коммуникации действовала, но было естественно ожидать, что рано или поздно она начнет создавать трудности».
Латиноамериканские собеседники не соблюли договор, который Папа предлагает своим гостям, прежде чем начать конфиденциальную беседу: будем называть вещи своими именами, но вы должны обещать мне, что все сказанное не выйдет из этих стен. «В течение трех месяцев эта система действовала», — добавил Маджистер. Конечно, трудно предположить, что в другом контексте, например, в доме Святой Марты или в соборе Святого Петра Франциск намекнул бы на существование лобби геев или на содержание трех таинственных томов под редакцией трех кардиналов, которым перевалило за восемьдесят, хранящихся в сейфе Ратцингера. Однако, по мнению ватиканиста Espresso, это был намеренный намек, сделанный среди друзей, которых он хорошо знал. Они потом и рассказали о содержании беседы online. Если фразы Бергольо привели к некоторому замешательству за переделами Ватикана, то молчание отца Ломбарди весьма показательно. Среди епископов есть и такие, которые аплодируют словам Папы. «Наконец-то, он об этом заявил», — прокомментировал итальянский епископ, который предпочел не называть своего имени.