Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Израильская позиция в отношении гражданской войны в истекающей кровью Сирии по-прежнему остается невнятной.
Некоторые политики и генералы угрожают Сирии военной операцией в том случае, если та продолжит обстреливать Голанские высоты. Другие - и среди них, по-видимому, премьер-министр Биньямин Нетанияху - намекают нам на то, что лучшим вариантом для Израиля будет сохранение режима Башара Асада, поскольку он является «предсказуемым злом», все еще контролирующим армию и арсеналы химического оружия, прагматиком по отношению к Израилю и потенциальным партнером для заключения мирного договора. По их мнению, альтернативой Асаду являются радикальные исламисты, например, люди Аль-Каиды, ярые ненавистники Израиля, которые поставят под угрозу безопасность еврейского государства экстремальным образом.
Есть также высокопоставленные израильские политики и военные, которые предпочли бы, чтобы война продолжалась до тех пор, пока Сирия не распадется на несколько автономных образований – алавитов, друзов, курдов. Они полагают, что Израиль ни в коем случае не должен вмешиваться в гражданскую войну в соседней стране, а должен рассчитывать на распад Сирии.
Трудно оценить, каковым будет развитие событий в этой стране. Но, возможно, необходимо попытаться оказать влияние на происходящее там, исходя из израильских стратегических интересов, особенно в отношении граничащих с Израилем районов. Наша страна могла бы также проявить гуманитарное сочувствие к жителям страны, учитывая, что Асад продолжает уничтожение своего народа (80-90 тысяч граждан погибли к настоящему моменту).
С региональной точки зрения, режим Асада является важным звеном радикальной шиитской «оси зла» (вместе с Ираном и «Хизбаллой»). Это наш самый опасный враг. Не только наш, но и ряда мусульманских суннитских государств – Турции, Саудовской Аравии, Иордании, стран Персидского залива. Израиль - так же, как и перечисленные страны - обязан открыто выразить поддержку «свободной сирийской армии» и гражданскому руководству основных групп сопротивления режиму Асада, секулярных и религиозных (включая «Братьев мусульман»). С ними тоже в будущем можно будет вести переговоры об урегулировании территориального конфликта. Когда они придут к власти. Таким образом израильское правительство может намекнуть суннитским повстанцам (и суннитским государствам), что оно готово вступить с ним в региональный стратегический союз, направленный на свержение режима Асада, что ослабит позиции Ирана и Хизбаллы.
Однако для того, чтобы продвинуть идею такого союза, Израиль обязан признать принципы Саудовской мирной инициативы 2002 года, которая вновь была подтверждена Лигой арабских государств некоторое время назад. Этот шаг может помочь Израилю вписаться в новую стратегическую ситуацию в регионе – под покровительством США.
Следует признать, что «сирийская свободная армия» недостаточно вооружена и сплочена, гражданское руководство повстанцев все еще расколото. Среди повстанцев есть боевики Аль-Каиды и различных радикальных салафитских группировок. Они не представляют основные течения сирийского сопротивления мусульман-суннитов в Сирии.
Благодаря совместным и последовательным усилиям Турции, Иордании, Катара и Саудовской Аравии, при массивной поддержке США и НАТО, можно укрепить повстанческую армию (насчитывающую сегодня 50 тысяч бойцов) и создать широкие промежуточные зоны в северных районах страны, а также нейтрализовать действия сирийских ВВС. Разумеется, Россия и Иран будут сопротивляться такому развитию событий и продолжат поддерживать режим Асада, пытаясь остановить распространение американского влияния в регионе.