Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
На прошлой неделе в кнессете было создано лобби «За Эрец-Исраэль». Среди участников были министры Узи Ландау и Ури Ариэль, а также министр экономики Нафтали Беннет, который сказал: «Пора перестать стыдиться. Иудея и Самария – наши не потому, что они защищают Гуш-Дан, а потому что по этой земле ходил праотец Авраам».
Министр строительства Ариэль добавил: «В Иудее и Самарии живут 400 тысяч евреев. И это уже не изменить, надо строить там еще больше». И только один вопрос был обойден молчание в ходе этого мероприятия: «Каким образом государство Израиль включит в число своих граждан палестинских арабов Западного берега?»
В минувшую пятницу в «Маариве» была опубликован статья Ури Элицура «Третий путь». Суть этого текста такова: «Пора начать поиски творческого подхода к вопросу о том, как Израиль примет полтора миллиона палестинских арабов и останется при этом еврейским и демократическим государством. Это возможно». Данный подход, не игнорирующий проблему арабов Иудеи и Самарии, не отражает настроения израильского общества. Но этот подход интересен, важен и требует серьезного анализа и обсуждения.
Читайте также: Нанесет ли Асад удар по Израилю?
По мнению Элицура, имеются три пути урегулирования конфликта. Первый – палестинское государство в границах 1967 года с ракетами, угрожающими Петах-Тикве. Второй – сохранение нынешнего положения, которое ведет к апартеиду. И третий путь – аннексия Западного берега, при этом Израиль не превращается в двунациональное государство.
Элицур полагает, что это наиболее реальный способ решения проблемы. Почему? Элицур убежден, что если мы достаточно сильны, чтобы справиться с созданием Палестинского государства и всеми сопутствующими этому акту бедами, то мы в состоянии управлять государством и в том случае, если в нашем парламенте будут заседать 20, а то и 30 депутатов от палестинских арабов.
Позиция Элицура диаметрально противоположна той, которую разделяют (с незначительными разногласиями) Нетанияху, Яхимович и Ливни. Два государства для двух народов, с одной стороны. И единое арабо-еврейское государство между морем и Иорданом, с другой. Недавно мой коллега, журналист Бен-Дрор Ямини подметил, что позиции израильских правых и лидеров ХАМАСа – схожи. И те, и другие выступают против раздела страны. Потому что и те, и другие уверены, что в итоге – вся территория Палестины - Эрец-Исраэль будет их.
Также по теме: Арабы и харедим угрожают будущему Израиля
Попытка изобразить аннексию Западного берега как некий демократический путь решения проблемы, в результате которого два народа будут жить вместе в одном государстве, является отвлекающим маневром. Если цель состоит в сохранении «еврейского и демократического» государства, то как такое государство может включать в себя меньшинство, составляющее более 40% от населения? Достаточно посмотреть на Бельгию, Югославию или Ливан, чтобы отбросить эту идею. Попытка навязать «еврейское государство» столь огромному по численности меньшинству (сохраняя при это Закон о возвращении евреев и категорическое (справедливое) несогласие с возвращением палестинских беженцев) - неизбежно приведет к апартеиду.
Страх перед созданием палестинского государства в границах 1967 года является движущей силой всех израильских правительств вот уже многие десятилетия. Именно поэтому не видно конца палестино-израильскому конфликту.