История с ценами на газ и электроэнергию в Армении обретает все больше таинственности. Министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян заразился склерозом, власти не дают членораздельных разъяснений, а общество выдвигает разнообразные версии – начиная с того, что никакого подорожания не было, и все это самодеятельность власти, и кончая тем, что кто-то просто греет на этом руки.
Наш сосед Иран отвечает пока только намеками на вопросы о том, нельзя ли поставлять в Армению больше газа и по более низким ценам. Как известно, получаемый из Ирана газ превращается в электроэнергию и возвращается в Иран. Причем, по различным данным, иранский газ чрезвычайно дешев, и Иран просто проявляет добрую волю в отношении Армении. Посол Ирана на днях говорил об энергетических проблемах, отметив, что у них нет нужды в электроэнергии, но они готовы продолжить выполнение договора, чтобы помочь Армении. Посол отметил, что его страна готова сотрудничать с Арменией – на выгодных для Армении условиях.
На этом фоне примечательно молчание России. Казалось бы, должно быть обратное, и Россия должна была первой комментировать ситуацию. Тем более, что подорожание газа вызвало новую волну недовольства в Армении против России, которое в последнее время все усугубляется в связи с позицией Москвы по армяно-турецким отношениям и карабахскому урегулированию.
«Таинственное» молчание России имеет свои причины. Практически все энергетические активы и инфраструктуры Армении принадлежат этой стране. Работа этих структур все это время была нетранспарентной. Не транспарентны и схемы ценоообразования. Для властей Армении и России они были чем-то вроде «общака», посредством которого, с одной стороны, обеспечивалась политическая компонента доминанты России, а с другой – экономические интересы отдельных групп.
Завладев энергетической системой Армении, Россия полностью закрыла все пути энергетической диверсификации Армении. Более того, проекты Армении и третьей страны – Ирана – переходили к России. Так было, например, с армяно-иранским газопроводом, который после прокладки тут же отошел России.
Армения с Ираном планировали и другие проекты, в частности, прокладку железной дороги и нефтепровода. Они так же были нужны больше Армении, чем Ирану – с точки зрения экономического эффекта и политических гарантий. Но будущее этих проектов пока туманно, и не потому, что этого не позволяет Запад, а потому, что у Ирана нет никаких гарантий того, что после реализации проектов они опять же не отойдут России или какому-либо другому государству.
А Россия хорошо выучилась пользоваться иранскими проектами через голову Армении – иранская сторона предлагает Армении чрезвычайно низкие тарифы, а Россия забирает газ на границе и втридорога продает армянам. Как и электроэнергию.
Кстати, об электроэнергии. Многие задаются вопросом, почему у нас должна дорожать электроэнергия, если мы производим ее с лишком. А по той простой причине, чтобы армяне продолжали потреблять дорогой газ и не переходили на более дешевое электричество. Чтобы российский бизнес не пострадал ни по части газа, ни электроэнергии. Чтобы не пострадали и армянские чиновники.
На фоне этой тишины, пожалуй, весомым могло бы стать слово Роберта Кочаряна. Деятель с политическими целями мог бы в этой ситуации дать обществу исчерпывающие разъяснения по поводу того, как энергетические активы Армении оказались в руках России и на каких условиях, какие схемы ценообразования действуют, как регулируются подобные вопросы и что изменилось сейчас на уровне договоренностей. В то же время, Кочарян был и у истоков проектов с Ираном, и в этом смысле его слово также может быть весомым.
Сейчас Запад предлагает Армении альтернативные энергетические проекты, которые могут способствовать диверсификации сферы и снизить одностороннюю внешнюю зависимость. Способны ли нынешние власти проявить политическую волю и реализовать эти проекты? Запад не станет осуществлять проекты, которые завтра могут отойти третьим странам и стать источником неконтролируемой им прибыли. Печальный опыт Ирана налицо.