Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Между европейской и евразийской интеграцией: трудный выбор Армении

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Армения, как и большинство постсоветских стран, стремится проводить многовекторную внешнюю политику. Это обусловлено сложным геополитическим положением страны, прежде всего, нерешенностью карабахской проблемы, а так же широкой географией армянской диаспоры.

Ереван - Повышение цены российского газа для Армении в мае 2013 г. с 189 до 270 долл. за 1000 куб. м  всколыхнуло общественное мнение. Обострились дискуссии о геополитическом выборе Еревана.  

Армения, как и большинство постсоветских стран, стремится проводить многовекторную внешнюю политику. Это обусловлено сложным геополитическим положением страны, прежде всего, нерешенностью карабахской проблемы, а так же широкой географией армянской диаспоры.

Среди экономических причин многовекторности - ограниченный внутренний рынок, избыток трудовых ресурсов при дефиците капиталов и технологий. В силу этого Армения сильно зависит от внешних рынков сбыта своих товаров и от внешнего спроса на свои трудовые ресурсы. В то же время страна не может в полной мере использовать фактор большого рыночного пространства в рамках СНГ из-за транспортной блокады и высоких транспортных издержек, связанных с транзитом через Грузию или Иран. И это при том, что Армения по институциональным условиям ведения бизнеса занимает одно из первых мест среди новых независимых государств. Оценивая  бизнес-климат 185 стран мира, Мировой банк зафиксировал перемещение Армении в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) с 50-го места в 2011 г. на 32-е в 2012 г. Однако прогресс рыночных институтов без достаточно надежного и дешевого доступа к внешним рынкам не дает соответствующего социально-экономического эффекта.

В многовекторной политике Армении выделяются два основных вектора: европейский (ЕС) и российский (евразийский). Для расширения сотрудничества с ЕС Армения в 2003 г., одной из первых среди стран СНГ, вступила в ВТО. Это вызвало некоторое снижение транзитных тарифов Грузии. В 2004 г. Армения подключилась к Европейской политике соседства, а в 2009 г., в условиях глобального финансового кризиса, стала участницей Восточного партнерства, созданного ЕС для углубления сотрудничества со странами новой Восточной Европы. В 2010 г. в рамках Восточного партнерства Армении было предложено заключить соглашение об Ассоциации, которое включает в себя положение о глубокой и всесторонней зоне свободной торговле. Целью соглашения является политическая ассоциация и постепенная экономическая интеграция стран-партнеров с ЕС.

Принятая в июле 2012-го года дорожная карта Восточного партнерства ускорила подготовку соглашения об Ассоциации с ЕС. Так, в целях стимулирования туристического движения правительство Армении приняло решение, согласно которому все граждане ЕС, а также Швейцарии и Норвегии освобождаются от необходимости оформления виз при въезде в Армению. А для развития секторального сотрудничества был подписан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, что предоставляет Армении возможность участия в многочисленных программах и сотрудничать с агентствами ЕС. Успешное выполнение Арменией дорожной карты позволило ЕС выделить ей дополнительные финансовые средства на основе принципа “больше за большее”.

Сейчас Арменией и ЕС начаты консультации по новому документу - Повестке дня Ассоциации, который заменит Программу действий Европейской политики соседства.

Для оценки влияния  зоны свободной торговли с ЕС на социально-экономическое развитие РА проводится специальное исследование, инициированное Еврокомиссией. Оно будет завершено осенью 2013 г., к ноябрьскому саммиту Восточного партнерства в Вильнюсе, на котором предполагается подписание Соглашения об Ассоциации.

Активизация сотрудничества в рамках Восточного партнерства происходит на фоне возрастания интеграционных усилий России по линии формирования Таможенного союза  в рамках ЕврАзЭС и многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ (в которую Армения вошла после ратификации парламентом страны Соглашения о ЗСТ в сентябре 2012 г.). В целом интеграционная политика Армении исходит из возможности одновременного участия в ЗСТ со странами СНГ и  ЕС, и в этом отношении идентична политике Украины.

Интересы страны… или государства?

В  интервью латвийской газете Neatkarigas Rita Avize премьер-министр Армении Тигран Саркисян подчеркнул, что он разделяет мнение президента России Владимира Путина, о том, что процессы интеграции СНГ, ЕврАзЭС и Европейского союза нельзя противопоставлять друг другу, их надо расценивать как взаимодополняющие: «У Армении аналогичная позиция – мы ценим и хотим развивать взаимовыгодные торговые и экономические контакты со странами ЕС… Мы взяли на себя обязательства по введению стандартов ЕС в народном хозяйстве, и от этого плана мы не отступим».

В этой связи следует отметить, что рынок ЕС для Еревана является наиболее крупным: в 2011 г. на страны ЕС  пришлось 45,5% армянского экспорта, а на страны СНГ - 20,1%, в т.ч. на страны ТС -17,3%, из них на Россию 16,6%.
Общее представление политической элиты Армении сводится к тому, что сотрудничество  в рамках Восточного партнерства и ассоциации с ЕС  позволит построить современное, эффективное государство, а сотрудничество с Россией обеспечит безопасность страны.

Тем не менее, и со стороны России, и со стороны ЕС звучат просьбы к Армении определиться с интеграционным выбором, поскольку  ассоциация с ЕС о всеобъемлющей и глубокой ЗСТ, по мнению многих европейских представителей, не вполне совместима с ТС. При этом и в рамках Содружества более глубокая форма интеграции между странами «тройки» (Россия, Белоруссия, Казахстан) оборачивается возникновением барьера во взаимоотношениях с другими странами СНГ, включая членов многосторонней ЗСТ.

Армения,  равно как и другие страны СНГ – не члены Таможенного союза, оказалась в сложной ситуации. Усиление евразийского вектора для Армении фактически означает отказ от привычной модели многовекторности, с которой связаны многочисленные  международные соглашения и обязательства и выработана стратегия внешнеполитической деятельности на обозримую перспективу. Судя по реакции руководства страны, оно пока не готово принципиально менять выработанный курс. Как считает российский эксперт Андрей Арешев, это «можно объяснить не только контрпредложениями Вашингтона и Брюсселя (которые во многом носят абстрактно-декларативный характер), но также концептуальной недооформленностью самого евразийского интеграционного объединения, которое носит до некоторой степени аппаратный и верхушечный характер».

Так, экс-министр экономики Армении Тигран Давтян полагает, что вступление в Таможенный союз не предполагает свободной торговли с третьими странами, не входящими в него, тогда как у Армении есть договор о свободной торговле, в частности, с соседней Грузией, которая никакого отношения к Таможенному союзу не имеет.

Кроме того, 60% государственного бюджета Армении формируется от импортных пошлин, а с вступлением в ТС контроль за этой статьей доходов будет передан в наднациональный центр (Евразийскую экономическую комиссию), и нет уверенности, что все решения этого центра будут на 100% удовлетворять государственным интересам Армении.

Еще одно важное ограничение для включения Армении в ТС, ЕЭП и далее в Евразийский союз – отсутствие общей границы со странами-участницами этих проектов и слабость транспортного обеспечения взаимных связей. В этом контексте Армения, как отмечалось выше, не сможет в полном объеме использовать выгоды большого рыночного пространства для свободного перемещения товаров. Выходом  из этой ситуации могло бы стать деблокирование абхазской железной дороги, но это вопрос большой кавказской политики, вероятно, не имеющий быстрого решения. 

С учетом вышеперечисленных обстоятельств, для лучшего понимания позиций друг друга и поиска развязок возникающих проблем, в августе 2012 г. была сформирована рабочая группа, которая должна разработать формат участия Армении в Таможенном союзе, а в апреле 2013 г. был подписан Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и правительством Республики Армения.

В ближайшее время задача выработки оптимального формата сотрудничества Армении с участниками ТС и ЕЭП останется актуальной.

Выводы

В контексте такого многообразия точек зрения главным  вопросом остается возможность сохранения двухвекторной интеграционной политики Армении. Здесь, по мнению экспертов, есть два варианта. Первый, при котором главный приоритет получает евразийский проект: Армения становится участницей ТС/ЕЭП, а ассоциация с ЕС осуществляется в тех формах, которые возможны в таком случае; второй – Армения  входит в ассоциацию с ЕС, при этом выполняет соглашение о ЗСТ в рамках СНГ и далее, насколько это возможно, углубляет сотрудничество с Евразийским союзом.

Необходимо отметить, что успех реализации обоих вариантов зависит от характера отношений России с Евросоюзом.

Леонид Вардомский - руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН