Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Предположим на минуту, что США последовали рекомендациям и серьезно понизили статус отношений с Россией, чтобы наказать ее за внутреннюю политику. Какой будет результат? Поймут ли однопартийные государства в других странах мира «намек», что США нигде не потерпят такого поведения?

Хана Тоберн (Hannah Thoburn) недовольна вялой реакцией США на политические репрессии в России. Однако это не мешает ей считать, что между этим и тактикой авторитарных режимов разных стран скрывается какая-то связь:

«С тех пор как в Турции во весь голос заявило о себе протестное движение, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган  (Recep Tayyip Erdogan) не перестает повторять, что протесты инспирированы «иностранными державами». Он все сильнее стремиться внести изменения в конституцию Турции с тем, чтобы продлить свое правление. Такого рода поправки основного закона страны позволили Путину продлить свое пребывание у руля власти и сподвигли на подобные же действия (Выделение мое, прим. автора) премьера Венгрии, Виктора Орбана».


Между Орбаном, Эрдоганом и Путиным имеются значительные отличия, но есть одно сходство – наличие или возникновение однопартийной системы в государствах, которые они возглавляют. В случае с Турцией и Венгрией такое однопартийное правление стало возможным благодаря успеху правящей партии и полному краху оппозиции, а в России оппозиции просто не позволили составить настоящую конкуренцию правящей партии.

Однопартийные государства и их лидеры начинают вести себя аналогичным образом, когда становится необходимым консолидировать личную и партийную власть, и они пользуются слабостью политической оппозиции, чтобы укрепить свою власть. Они делают это не потому, что иностранные правительства слишком тихо выражают критику их действий, а потому, что в природе однопартийных правителей - стремление задушить инакомыслие, очернить внутреннюю оппозицию и использовать националистические настроения, чтобы столкнуть на обочину критиков и завоевать народную поддержку.

Эрдоган изображает своих критиков как ставленников внешних сил, это характерная стратегия для популистских демагогов, когда им бросают вызов.  И должно быть ему льстит предположение, что только те, у кого есть поддержка из-за рубежа, могут противиться его действиям. Не будет преувеличением сказать, что критика американцев поведения российского правительства не влияет на лидеров в Анкаре и Будапеште или где-либо еще.

Вашингтон может осуждать поведение России хоть каждый день, но это ничего не значит для правительств других стран. В конце концов, сильная критика со стороны общественности прежней российской администрации не возымела позитивного результата на действия властей. Тогда с какой стати это может повлиять на правительства в других странах? Пример Азербайджана особенно комичен. Как известно, Алиевы правят страной, как своей вотчиной, в течение последних двадцати лет - независимо от того, какую политику США проводят в отношении России, и американцы очень довольны тем, что Азербайджан является их клиентом.

Если тезис о заразности деспотии, который выдвигает Тоберн, настолько не убедителен, какой смысл оперировать такими аргументами? Мне кажется, на то есть две причины. Первая -  преувеличить международное значение реакции США на внутреннее поведение России. Если мы ссылаемся на то, что авторитарные замашки распространяются и на другие страны в результате недостаточно жесткой критики Соединенными Штатами российского авторитаризма, то это придает гораздо большую значимость этому вопросу, чем просто еще одна жалоба на российский авторитаризм.

Обвинение США в недостаточно жесткой реакции на поведение России, из-за чего подобное поведение как бы поощряется во всем мире, также должно помочь Тоберн преувеличить способность США влиять на политические события за рубежом. Согласно этой точке зрения, если бы только США среагировали более решительно в отношении действий России внутри страны, это каким-то образом отбило бы желание других стран следовать по такому же курсу.

Это приводит к ошибке, поскольку неправильно предполагать, что авторитарные и квази-авторитарные режимы пекутся о том, нравится или не нравится американцам, как они управляют своими странами. Как правило, им на это наплевать, и именно поэтому они не реагируют конструктивно на критику со стороны Вашингтона.

Предположим на минуту, что США последовали рекомендациям Тоберн и серьезно понизили статус отношений с Россией, чтобы наказать ее за внутреннюю политику. Какой будет результат? Поймут ли государства с однопартийными системами в других странах мира «намек», что США нигде не потерпят такого поведения? Или они логически заключат, что Россию выборочно наказывают за поведение, практикуемое многими клиентами и союзниками США во всем мире, и пропустят это мимо ушей, решив, что это не более чем уловка, которую они вольны проигнорировать?