Владимир Путин укрепляет свою власть и тем самым поворачивает Россию на опасный путь авторитаризма, а саботируя реформы Дмитрия Медведева, президент лишает страну шансов на модернизацию. Активизация «Народного Фронта» означает, что Путин во время своего третьего президентского срока не планирует превращаться в «слабого» политика и начинать процесс трансформации режима по схеме генерала Франко: от единовластия к мягкому авторитаризму и, наконец, демократии.
Принудительная спонтанность
Представляется, что политические перемены в России пойдут совсем не в том направлении, как это было в Испании, где удалось успешно демонтировать диктатуру. Натягивая вожжи власти, президент перечеркивает амбиции одних и надежды других на мирную передачу власти и покровительство процессам демократической трансформации. Присутствие на съезде «Народного Фронта» кремлевских сановников — Сергея Иванова и Эльвиры Набиуллиной — свидетельствует о том, что вопреки заявлениям об инициативе снизу и спонтанном характере всего мероприятия, оно было тщательно спланировано президентской администрацией. А если Путин и его окружение решили потратить на этот проект свое время, это означает, что они связывают с «Фронтом» очень конкретные ожидания: не только в области жидкого пропагандистского «супа», но и вполне осязаемого политического «мяса».
Читайте также: Закат «партии жуликов и воров» в России
Из зенитов остался один Петербург
Самая важная задача в краткосрочной перспективе для активистов «Фронта» — это, конечно, старательная подготовка списков кандидатов к выборам: вначале региональным 2014 года, а потом парламентским в 2016-м. Очевидно, что в ситуации растущей общественной напряженности, перед лицом возможных потрясений, связанных с влиянием мирового кризиса, а также эффектами собственной экономической политики, Путину понадобятся не только лояльные регионы и послушный парламент, но и спокойные, достойные «зенита популярности» выборы.
Не стоит забывать, что несмотря на внешне спокойствие президента и его демонстративную уверенность в себе, протестные акции выборного периода стали серьезным ударом по легитимности Путина и курсу российской политики. Если подобные инциденты будут повторяться и дальше, избирательный цикл может принести новые угрозы для стабильности власти.
Также по теме: Медведев - это живой политический труп
Правительство Путина, правительство Медведева
Активизация деятельности «Фронта», которая развеяла сомнения в том, кто является и продолжит быть национальным лидером, одновременно стала шагом к ликвидации «тандема» и возвращению всей полноты власти в руки Путина. В рамках «Фронта» будут созданы Центры общественного мониторинга, задачей которых станет осуществление «общественного контроля» над ключевыми сферами жизни и функционирования государства. Поле их деятельности неслучайно практически полностью пересекается с подведомственными правительству областями государственной политики: именно структуры «Фронта» должны стать инструментом, с помощью которого президент и его администрация отвоюют себе те сферы власти, где успел обрести контроль (сначала в качестве президента, а потом премьера) Дмитрий Медведев. Можно представить, что уже совсем скоро о развитии ситуации в стране президенту начнут докладывать активисты «Фронта», а министрам придется долго и безрезультатно обивать кремлевские пороги. Момент, когда глава правительства не сможет больше выносить такого «управления» государством, будет приближаться тем быстрее, чем сильнее будут мотивированы «фронтовики» на его отставку.
После февраля приходит октябрь
С точки зрения политтехнологий использование «Народного Фронта» в качестве инструмента для консолидации путинской власти — благодатная идея, которая уже скоро принесет первые плоды. Следует, однако, задуматься, насколько подобный вектор эволюции режима выгоден для России и ее граждан. Шаги российского президента наводят на мысль, что советская генетическая память диктует ему необходимость возрождения суперструктуры по образцу коммунистической партии, при помощи которой абсолютный властелин из Кремля будет контролировать все политические, общественные и экономические процессы в огромной стране.
Читайте также: Рейтинги популярности Путина не снижаются
Полбеды, если это только отчаянные попытки политического пенсионера, подсознательно понимающего, что он, вопреки воле народа, занимает место, которое уже давно предназначается кому-то другому, войти дважды в одну и ту же реку. В таком случае неизбежная революция и утрата власти могут пройти по николаевскому, «февральскому» сценарию. Хуже, если Владимир Путин на самом деле верит, что Россией XXI века можно управлять так же, как Брежнев управлял Советским Союзом. В таком случае существует большая вероятность того, что правление нынешнего президента завершит, к несчастью для России, не февраль, а очередной кровавый октябрь.