Вопрос о том, должно ли правительство в рамках высшего образования продвигать точные науки и технологии или гуманитарные науки, не должен сводиться к выбору одного из двух вариантов, хотя нынешний акцент на подготовку молодых американцев к работе в сфере точных наук и технологий может привести именно к такому выводу.
Я была членом комиссии, созданной Американской академией наук и искусств с целью изучения этого вопроса. Результатом работы этой комиссии стал доклад, опубликованный 19 июня, авторы которого, с одной стороны, признают ключевое значение технической подготовки, с другой – недвусмысленно заявляют о том, что изучение социально-гуманитарных наук должно оставаться центральным компонентом американской образовательной системы на всех ее уровнях. Обе эти сферы имеют первостепенное значение для воспитания граждан, которые смогут принимать эффективное участие в жизни нашего демократического общества, занять позиции лидеров в области инноваций и пользоваться плодами духовного обогащения, которое со временем станет результатом слияния этики, нравственности, эстетики и великий идей.
Эта комиссия была создана в 2011 году, во времена экономической неопределенности и нестабильности, по просьбе членов Сената и Палаты представителей. Родители и студенты, вложившие массу средств в высшее образование, были обеспокоены перспективами трудоустройства выпускников высших учебных заведений, поскольку технологические успехи и изменения, происходившие на внутреннем и мировом рынках, приводили к трансформации многих профессий, результатом чего стало сокращение заработной платы и числа рабочих мест. В таких условиях поиски наиболее «практичного» решения проблемы вполне естественны: «специализация на предмете, который позволит вам получить хорошую работу», кажется многим очевидным ответом. Между тем, такая точка зрения не учитывает того, что в долгосрочной перспективе изучение многих гуманитарных дисциплин на самом деле позволяет получить стабильную работу и добиться значительных успехов. Согласно многим исследованиям, работодатели предпочитают набирать сотрудников из числа студентов, получивших более разностороннее образование, которое позволило им овладеть навыками правильной речи, критического мышления, творческих исследований и общения.
Более того, студенты должны быть подготовлены не только к своей первой должности, но и к четвертой, пятой и так далее, поскольку сегодня никто уже не сомневается в том, что на протяжении карьеры человеку может понадобиться выполнять самые различные задачи. И в этом новом окружении с наилучшей стороны себя смогут показать только те молодые люди, чье образование научило их быть гибкими. Способность использовать все доступные инструменты и принимать во внимание все точки зрения – почерпнутые из науки, искусства и области новейших технологий – чтобы решить проблемы будущего и воспользоваться современными преимуществами, сослужит хорошую службу им и США в целом.
В мае 1780 года, будучи во Франции, Джон Адамс (John Adams) написал своей жене Абигейл письмо, в котором он выразил свои надежды на успешность американского эксперимента. «Я должен изучить политику и военное дело, чтобы мои сыновья смогли свободно изучать математику и философию. Мои сыновья должны изучить математику, философию, географию, естественную историю, кораблестроение, штурманское дело, искусство торговли и ведения сельского хозяйства, чтобы их дети получили право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, скульптуру, шпалерное искусство и керамику». Во времена Адамса в Америке уже были поэты и музыканты, однако на самом деле его идея заключалась в том, что «страна должна обладать достаточным уровнем богатства, стабильности и безопасности, прежде чем множество ее граждан смогут устремиться к целям, выходящим за рамки базовой борьбы за выживание, проблему которой решают политика и военное искусство». Несмотря на наши экономические беды, США остаются богатой нацией. У нас есть потенциал для создания и поддержания образовательной системы, которая обеспечит подготовку студентов с области точных наук, математики, истории, искусства и других дисциплин на самом высоком уровне. Разве мы не должны продолжить двигаться к той цели, которую для нашей нации поставил Адамс?