Ле-Бурже — Одной из главных сенсаций проходящего на этой неделе Парижского авиасалона стал не очередной авиалайнер от Airbus или Boeing, а российский истребитель.
Новый Су-35 впервые выполнял демонстрационные полеты за пределами России, демонстрируя поразительные маневры, которые способны повторить лишь немногие из западных самолетов.
Он оснащен новыми российскими защитными системами и ракетами, которые впервые за долгое время способны соперничать с западными аналогами.
«На мой взгляд, это показывает, что мы прочно занимаем одно из лидирующих мест в мире», - заявил Михаил Погосян, президент выпускающей Су-35 «Объединенной авиастроительной корпорации» – холдинговой компании, которая была создана в 2006 году, чтобы консолидировать и возродить пришедшую в упадок российскую авиационную отрасль.
Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская оборонная промышленность снова укрепляется на мировых рынках. «Объединенная авиастроительная корпорация» и аналогичные компании пожинают плоды многолетней реструктуризации, проводившейся при президенте Владимире Путине, повышения оборонных расходов и усиления внимания со стороны Москвы.
Российский оборонный экспорт возрос с начала 1990-х примерно в четыре раза, утверждает Стокгольмский институт исследования проблем мира – аналитический центр, специализирующийся на проблемах безопасности. Большая часть этого роста приходится на последние годы.
Большинство российских продуктов, представленных на авиасалоне – это модернизированные версии советской техники. Скажем, Су-35 – один из многочисленных потомков Су-27, впервые поднявшегося в воздух в 1977 году. Вертолет Ка-52, привлекавший к себе внимание необычной парой винтов, расположенных один над другим и вращающихся в противоположных направлениях, - новая версия модели, совершившей первый полет в 1982 году.
Российские самолеты и вертолеты по-прежнему лишены ультрасовременной электроники, присутствующей в конкурирующих западных продуктах, и обычно требуют больше обслуживания, которое может обходиться в немалые суммы. Но зато они надежны, хорошо испытаны и сравнительно недороги.
«Это очень привлекательно выглядящая техника с очень хорошими возможностями, которая стоит намного дешевле, чем западная», - утверждает редактор британского информационного бюллетеня Defence Analysis Фрэнсис Тьюса (Francis Tusa).
По словам г-на Погосяна, он рассчитывает продать за пределами России сотню Су-35. Он позиционирует истребитель как конкурента западных самолетов времен холодной войны – таких, как F-15 компании Boeing, F-16 компании Lockheed Martin и Eurofighter Typhoon, консорциума европейских компаний. Западные авиапроизводители уже обратили внимания на российскую активность.
«Они вкладывают деньги в разработку истребителей» и других продуктов, заявил Крис Реймонд (Chris Raymond), вице-президент по стратегии и развитию бизнеса оборонного подразделения Boeing. По мнению г-на Реймонда, наиболее вероятными рынками для российских самолетов следует считать страны, уже использующие старые модели (в частности Индию и Малайзию), однако у России есть явные глобальные амбиции. «Я ожидаю, что они теперь будут активнее искать покупателей по всему миру», - добавил он.
Россия стала прилагать больше усилий для возвращения на мировой рынок, из-за того, что Китай наращивает оружейный экспорт, а американские компании стремятся увеличить продажи за рубеж. Сокращение расходов Пентагона в связи с экономическими проблемами США служит стимулом для американских оборонных гигантов, включая Lockheed и Boeing. В результате, по словам источников в оборонной отрасли, европейцы и русские также начали больше заниматься сбытом своей продукции.
«Битва за воздух продолжает разгораться», - утверждает Альберто де Бенедиктис (Alberto de Benedictis), глава британского отделения итальянской аэрокосмической компании Finmeccanica, которая совместно с британским оборонным гигантом BAE Systems и компанией European Aeronautic Defence & Space, владелицей Airbus, выпускает Eurofighter. По словам г-на де Бенедиктиса, в Персидском заливе почти все страны покупают сейчас истребители, и это не единственная региональная гонка вооружений такого рода.
Россия продает свои летательные аппараты не только военным. Продажи российских вертолетов, может быть, не отличающихся энергетической эффективностью, зато славящихся мощностью, на коммерческих рынках растут более чем на 15% в год, причем особенно большим успехом они пользуются в Индии и Китае, говорит Игорь Пшеничный, заместитель генерального директора компании «Вертолеты России», входящей в промышленный холдинг Ростех. Конечно, американская и европейская продукция, возможно, современнее. Однако пресс-секретарь компании Роман Кириллов подчеркивает: «Мы очень конкурентоспособны по цене».
«Сухой» также создал новый ближнемагистральный пассажирский самолет под названием Superjet 100, который уже продается в России и в других странах – в частности, в Мексике. Впрочем, большинство аналитиков все равно полагают, что лучшие российские перспективы на мировом рынке связаны с сектором дешевой военной техники.
Западные аэрокосмические компании признают, что российская продукция дешевле. Однако они считают, что даже менее развитым странам лучше покупать более дорогую западную технику, потому что у подобных сделок есть дополнительные преимущества.
Например, американский оборонный экспорт осуществляется при участии Вашингтона, который ради важной сделки в оборонной отрасли может задействовать экономические и политические стимулы.
Покупка американских вооружений может сделать возможными получение американской поддержки и доступ к американским технологиям, а другие страны не могут этого предложить, заметил старший вице-президент Lockheed по стратегии и развитию бизнеса Патрик Дьюар (Patrick Dewar). «Таким образом, вы вступаете в отношения с правительством США», - утверждает он.