Сэр, своей статьей «Конец газпромовским амбициям» Вы всего лишь демонстрируете, насколько модно стало возвещать коммерческую кончину Газпрома. Но от этого ваш анализ не становится вернее. Недавно Газпром экспорт установил новый рекорд по объему ежедневных поставок. Мы перекачали 466 миллионов куб.м. газа в Европу за день, дойдя до предела сегодняшних возможностей трубопровода. В 2012 Газпром объявил, что получил колоссальную прибыль в 38 миллиардов долларов США. Во времена непростой экономической ситуации в мире вряд ли это показатель слабости.
Резкое увеличение нами экспорта газа развенчивает миф, что газ из России обходится его покупателям слишком дорого. Если измерять энергетическую (теплота от сгорания топлива) ценность топлива, то наш газ намного дешевле, чем другие источники энергии, которые Европа может себе позволить. Наши долгосрочные привязанные к цене на нефть контракты гибки, и в них предусматривается перерасчет цен. И мы успешно исполняем свои обязательства по ним. Уже сегодня, к цене на нефть привызывают не только цену на нефтепродукты, но и , например, на уголь или даже древесные топливные гранулы. Мы готовы заложить в наши расчеты цену на любое топливо, если его можно добывать в значительных объемах, потому что это в наших интересах поддерживать конкурентоспособность цены на газ.
Литва имеет полное право структурировать свой энергетический рынок как ей угодно, в том числе выделить трубопроводную сеть страны в отдельное государственное хозяйственное подразделение. Тем не менее, мы ожидаем, что Литва будет соблюдать подписанные ей инвестиционные гарантии. Абсурдно утверждать, что просить справедливой компенсации за отчужденное имущество - «политический» запрос. Европейская Комиссия умоляет инвесторов поддержать больную энергетическую инфраструктуру Европы. Неправомерные экспроприации, наверняка, подадут неверный сигнал им .
Усиливающийся инвестиционный дефицит вызывает серьезную озабоченность. Добыча газа в Европе падает, а инфраструктуры не хватает, чтобы увеличить импорт. Вот почему, имеет коммерческий смысл для нас и наших европейских партнеров расширять и диверсифицировать маршруты поставок, например, через Черное море с помощью «Южного потока».
Александр Медведев, зам. председателя правления Газпрома.