Москва – После недавнего прозрачного намека Владимира Путина, когда он на совещании по государственному оборонному заказу в Санкт-Петербурге назвал «спорным» решение Советского Союза отказаться от ракет средней дальности, в России возобновилась дискуссия о возможном выходе из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Путин мотивировал свои слова тем, что другие страны сегодня активно развивают подобный тип вооружений.
Напомним, что этот бессрочный договор подписали в 1987 года в Вашингтоне Михаил Горбачев и Рональд Рейган, а 1 июня 1988 года он вступил в силу. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.
Позже США и Россия призвали все страны присоединиться к их двустороннему документу. В 2007 году с трибуны ООН прозвучало совместное американо-российское заявление.
«Мы озабочены распространением ракет малого и среднего радиуса действия. Все большее число стран становятся обладателями технологий ракетного производства и расширяют свои арсеналы. В то же самое время Договор ограничен сферой деятельности двух стран, а именно РФ и США. Мы призываем все заинтересованные страны обсудить придание глобального характера этому важному режиму нераспространения», – говорилось в обращении.
Правда, уже в том же году Владимир Путин заявил на встрече с тогдашними госсекретарем Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом, на которой была затронута тема планов США по развертыванию ПРО, что РСМД может постичь та же участь, что и ДОВСЕ, из которого Россия вышла.
«Нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений. В том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ», – предъявил Путин практически тот же набор аргументов, который он использует и сейчас.
Полное согласие ним на днях выразил Сергей Иванов, который еще, будучи министром обороны РФ, выступал против РСМД, называя договор «реликтом холодной войны»
С путинской аргументацией в принципе согласен координатор программы «Проблемы нераспространения» в Московском Центре Карнеги Петр Топычканов. Он считает, что все разговоры в России о ракетах подобного типа возникают не в связи с угрозой от США или НАТО, а из-за опасности, исходящей со стороны новых ядерных государств, которые активно развивают свои ракетные арсеналы.
«Москва уже не раз говорила, что мы должны учитывать их потенциал во время очередного раунда переговоров о сокращении стратегических вооружений. США неуязвимы для этих государств. Ракетные возможности, которые у них есть, либо совсем не могут угрожать США, либо их угрозы могут парироваться с помощью ПРО», – подчеркнул он в интервью «Голосу Америки».
По его словам, Россия находится в зоне досягаемости ракетных систем целого ряда стран, «включая как ядерные, так и неядерные».
«К ним относятся Иран, Пакистан, Индия, Китай, Турция, Израиль, – уточнил Топычканов. – И с этой точки зрения, если мы хотим вести разговор о дальнейшем сокращении ЯО, надо сделать так, чтобы в то время как мы сокращаем свой потенциал, наши соседи не стали бы его наращивать и создавать угрозу для нашей страны».
Заявления о вероятности выхода России из РМСД эксперт относит к инструментам давления на США и другие страны с целью организовать «какой-то многосторонний диалог по контролю над ракетными ядерными вооружениями, которые для России выглядит значительно более актуальными, чем для США».
Одновременно Петр Топычканов думает, что эти разговоры преждевременны и безосновательны.
«Чтобы защититься от гипотетических угроз, исходящих именно от этих стран, у России нет необходимости прибегать к ракетам средней и меньшей дальности. Мы можем парировать эти угрозы с помощью стратегических систем и с помощью тактического ЯО», – констатировал он.
По его мнению, выход из договора будет дестабилизирующим фактором с точки зрения отношений между Россией и НАТО, между Россией и Китаем и другими странами.
«Думаю, такой шаг повлечет за собой новый виток гонки ракетных вооружений. Прежде чем этот шаг сделать, Москва, конечно, тщательно взвесит все «за» и «против». Скорее всего, мы сможем обеспечить собственную безопасность без выхода из договора», – заключил он.
С таким подходом согласен ответственный редактор газеты «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин.
«На мой взгляд, выходить из договора не следует. Надо просчитать все последствия. США тоже могут выйти из договора, и потом возникнут те же сложности, которые были перед его заключением», – заметил он в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Он также думает, что это своеобразная форма давления на США по поводу систем ПРО, которые Вашингтон собирается разместить в Европе.
«Да, выход из договора способен сыграть определенную дестабилизирующую роль. Но я не уверен, что Россия намерена идти по данному пути. Это просто используется как нажим на партнеров. Вряд ли выход из договора в интересах России», – подытожил журналист.