Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Некоторые штрихи к пониманию того, что происходит в Бразилии

© REUTERS / Ueslei MarcelinoДемонстранты около Национального конгресса в Бразилии
Демонстранты около Национального конгресса в Бразилии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каплей, переполнившей чашу народного терпения в Бразилии, стало решение властей в Сан-Паулу повысить стоимость проезда в общественном транспорте на 20 сентаво. Чтобы понять, каким потенциалом обладает протестное движение в Бразилии, нужно четко себе представлять, что сразу после рождения бразильцы, особенно мужчины из бедных семей, выбирают футбольную команду, фанатами которой они остаются на всю жизнь.

Каплей, переполнившей чашу народного терпения в Бразилии, стало решение властей в Сан-Паулу повысить стоимость  проезда в общественном транспорте на 20 сентаво. Усталость населения страны от плохого качества  оказываемых услуг, безответственность и коррупционность политических партий привели к тому,  что сотни тысяч бразильцев вышли на улицы городов в знак протеста против социальной политики властей.

Чтобы понять, каким потенциалом обладает нынешнее протестное движение в Бразилии, нужно четко себе представлять, что сразу же после  своего  рождения бразильцы, особенно мужчины из бедных слоев населения, выбирают себе  футбольную команду, фанатами которой они остаются на всю жизнь.

Бразильцы любят футбол не только потому, что они чертовски здорово умеют обращаться с мячом, и что футбол для них является источником национальной гордости.  Для простых бразильцев до недавнего времени футбол - так же, как и музыка - были той единственной возможностью, чтобы «выбиться в люди» и занять достойное место в обществе.

Поэтому было крайне странно видеть в руках манифестантов такие лозунги, как: «Япония, меняю свой футбол на твое образование!»,  «Мы хотим иметь больницы со стандартами ФИФА!», «Хороший учитель - лучше, чем Неймар!». Похоже, что на улицы городов выплеснулось новое протестное движение  - глубокое и позитивное.

Отдельные замечания

По своему масштабу протесты в Бразилии не имеют себе равных за последние десятилетия. Во главе нынешнего протестного движения  стоит молодежь с высшим образованием, которая смогла объединиться посредством социальных сетей  и которая не признает ни одну из действующих в стране политических партий. Молодые люди отвергают любые попытки политических партий и профсоюзов  стать частью протестного движения и, таким образом, извлечь для себя политическую выгоду. 

Поэтому неудивительно, что бразильцы являются самыми активными пользователями социальных сетей в мире, и они еще задолго до появления Facebook успешно общались в интернете через социальную сеть Orkut.

Кроме того, не следует забывать, что в течение двух десятилетий военной диктатуры в Бразилии гражданское общество сумело самоорганизоваться и общаться между собой посредством выдвижения различных гражданских инициатив в условиях, когда политические партии были запрещены или находились в глубоком подполье.

Движение народного недовольства в Бразилии возникло не сегодня и имеет давнюю историю и традиции. Достаточно вспомнить народные протесты во время суда над высокопоставленными чиновниками правящей в Бразилии уже более 10 лет левой «Партии трудящихся», обвиняемых в масштабной коррупции. Бразильцы собрали один миллион подписей за принятие закона Ley Ficha Limpia, который запрещает политикам, имеющим судимость или находящимся под следствием, участвовать в каких-либо предвыборных кампаниях.

Благодаря протестному движению бразильцам удалось не допустить избрания на пост  председателя комиссии по правам человека в национальном парламенте пастора евангелической церкви, который неоднократно отрицательно  высказывался в отношении гомосексуалистов.

Вина за нынешние протестные движения в Бразилии полностью ложится на политическое руководство страны, которое не смогло или не захотело увидеть приближающееся бурю народного недовольства.

Руководство правящей «Партии трудящихся» занималось только предстоящими предвыборными кампаниями, думая лишь о том, что надо сделать, чтобы победить на выборах, а также борьбой со СМИ, которые выступали с критическими замечаниями по поводу работы правительства.

В результате случилось то, что должно было бы произойти с  политическими партиями, возникшими на волне народных движений. Они потеряли чувство реальности, забыли о том, что они оказались на политическом олимпе благодаря тому, что их избрал народ.

Примечательно, что всего за несколько дней до начала массовых демонстраций  в Сан-Паулу по всей стране проходили праздничные мероприятия по случаю  десятой годовщины прихода к власти «Партии трудящихся».  Председатель «Партии трудящихся» на митинге своих сторонников заявил, что расценивает критику экономической политики правительства отдельными СМИ как «подрывную» и сравнил ее с «экономическим терроризмом». По его мнению, экономическая ситуация в стране хорошая.
 
Но более миллиона молодых людей, вышедших на улицы бразильских городов,  доказали  обратное.

Правящая  «Партия трудящихся» оторвалась от реальности и живет  в иллюзорном мире. 

Повышение стоимости  за проезд в общественном транспорте на 20 сентаво в Сан-Паулу послужило лишь толчком к массовым акциям протеста.  Народ устал от низкого качества услуг  и от пустых обещаний политиков. Многочисленные обещания улучшить работу перегруженного метро в Сан-Паулу, которое было построено в 1974 году и имеет протяженность всего 75 километров, так и остаются невыполненными.   

Большинство участников протестного движения в Бразилии - учащиеся и студенты вузов. Несмотря на то, что предыдущее правительство Лулы приняло ряд мер, которые дают возможность юношам и девушкам из бедных слоев населения поступить в университет, выделенных для них квот явно недостаточно.  В стране существует социальные неравенство и несправедливость, когда дети богатых родителей, окончившие частные школы, монополизировали высшие учебные заведения. Качество образования в государственных школах оставляет желать лучшего, поэтому только 15 % выпускников в возрасте от 17 до 24 лет поступают в вузы.

В своем телеобращении в прошлую пятницу президент Бразилии Дилма Роуссефф вынуждена была признать законность требований протестного движения и пообещала в ближайшее время изменить приоритеты экономической политики, поставив во главу угла социальные программы.

Все это хорошо.

Сотни тысяч молодых людей, марширующих по улицам бразильских городов, требуют, чтобы страна  была не только лучшей в футболе. Они хотят сделать Бразилию  лучшей страной в мире для проживания и работы.