Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Карина Москаленко против России

Гарри Каспаров, Сергей Удальцов... Карина Москаленко защищает главных критиков президента Путина в Европейском суде по правам человека

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Адвокат Карина Москаленко вступила в московскую коллегию адвокатов в 1977 году. В тот момент она окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета, где училась в одно время с неким Владимиром Путиным. «Но мы не были знакомы», — говорит она. Молодой адвокат долго верила в СССР, но адвокатская карьера развеяла иллюзии.

«Я еще вернусь, если на этот раз меня не задержат». Карина Москаленко вылетает в Россию с неспокойным сердцем. Раз в два месяца этот адвокат возвращается на родину по работе, тогда как все остальное время ведет свои дела из Страсбурга.

В 2002 году ей впервые удалось добиться признания вины России в Европейском суде по правам человека. Три года спустя она обосновалась в Страсбурге, где располагается ЕСПЧ, перед которым Россия должна отчитываться как член Совета Европы. Он становится последним средством борьбы с «самоуправством» российской власти, которая, по ее словам, становится «все жестче и жестче».

Адвокат проигранных дел

Сергей Удальцов


Карина Москаленко лично знакома с самыми знаменитыми противниками этой власти. Среди ее клиентов оказались бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров (сегодня он отказывается возвращаться в Россию), отправленный за решетку десять лет тому назад нефтяной магнат Михаил Ходорковский, дети убитой в 2006 году журналистки Анны Политковской и семья бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, который скончался в Лондоне в том же году. «Недавно я взяла дело Сергея Удальцова», — рассказывает Москаленко, которую в шутку называют «адвокатом проигранных дел».

Защита жертв штурма московского театра на Дубровке в 2002 году в Европейском суде по правам человека стала одним из «громких дел», которые принесли известность Карине Москаленко. «Сегодня главная трудность заключается в том, чтобы добиться применения на практике решения суда так, чтобы пострадавшим выплатили компенсации», — признает адвокат, которая в 2010 году стала лауреатом премии Людовика Трарье (своего рода аналог Нобелевской премии среди правозащитников).

«Я верила в правовое государство»


Адвокат Карина Москаленко вступила в московскую коллегию адвокатов в 1977 году. В тот момент она окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета, где она училась в одно время с неким Владимиром Путиным. «Но мы не были знакомы», — говорит она. Ее первым процессом стало дело о краже, по которому ей удалось добиться признания смягчающих обстоятельств.

Молодой адвокат долго верила в СССР, хотя сама так и не вступила в Компартию. Она была дочерью полковника (позднее его произвели в генералы) и провела счастливое детство в самых разных уголках советской империи. Как бы то ни было, адвокатская карьера развеяла ее иллюзии. То же самое было и после распада Советского Союза: «В начале 1990-х годов я верила в правовое государство и надеялась на настоящую судебную власть». Потом опять пришло разочарование.

Она занялась подготовкой юристов в Чечне, Дагестане и Ингушетии и сама напрямую взяла дела в этих нестабильных регионах. Защита прав человека стала для нее целью жизни. По рекомендации в 1994 году ей была предоставлена возможность пройти специализацию по этим вопросам в Бирмингемском университете, куда она отправилась, совершенно не зная английского.

Увлеченная женщина

В том же году она основала в Москве Центр содействия международной защите для помощи россиянам в обращениях в международные инстанции, в том числе - в Страсбургский суд, «который не стоит рассматривать как иностранный суд».

В настоящий момент в центре работают порядка десяти адвокатов. Он не принимает иностранных субсидий, например, от того же Фонда Сороса, чтобы не попасть в список «иностранных агентов» по новому российскому закону. «Сегодня мы отказываем многим людям», — признает она.

Карина Москаленко общается со своими сотрудниками по Skype из Страсбурга. «Я очень много работаю по ночам», — признает эта мать семейства, которая проверяет домашние задания детей вместе с мужем-пенсионером, а затем вновь с головой уходит в бумаги. «Она убеждена в своей правоте в тех делах, по которым работает», — говорит официальный представитель Михаила Ходорковского во Франции Борис Дюранд (Boris Durande). «Это полная сил и энергии, увлеченная женщина, которая не позволяет заткнуть себе рот», — описал он Карину Москаленко, увидев ее за работой в российском суде.

«Пышная и непослушная шевелюра, непонятные туфли, старомодные платья, огромная сумка... Каринна Москаленко отнюдь не похожа на икону моды. Но она невероятно эффективна в работе», — так представила ее адвокат Кристиан Фераль-Шуль (Christiane Féral-Schuhl) в книге «Женщины в мантиях» (Ces femmes qui portent la robe).