Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Публикация результатов исследования компании IWSR вызвала удивительный ажиотаж. Украина - на третьем месте в мире по потреблению водки. Не может быть? Оказывается, может. Эта статистика появилась на удивление вовремя. Как раз сейчас идут баталии между «водочниками» и «пивниками» по поводу повышения акцизов.

Публикация результатов исследования компании IWSR вызвала удивительный ажиотаж. Украина - на третьем месте в мире по потреблению водки. Не может быть? Оказывается, может. Эта статистика появилась на удивление вовремя. Как раз сейчас идут баталии между «водочниками» и «пивниками» по поводу повышения акцизов.

Изначально группа депутатов под руководством Татьяны Бахтеевой создала законопроект, который предполагал собрать пару миллиардов гривен за счет повышения акциза на пиво. На собранные деньги предлагалось достроить корпус больницы «Охматдет», возведением которого занимаются друзья «Семьи». Вся эта история плохо пахла, потому что подразумевала введение целевого налога, пусть даже «на достройку больницы». Если бы предложение Бахтеевой прошло, то Украину могла захлестнуть лавина целевых налогов: «на посадку деревьев», «на бурение скважин», «на помощь голодающим детям Африки». Кстати, подобная попытка уже была - имеется в виду предложение повысить акцизы на топливо и отдать собранные деньги «Укравтодору» на латание дорог.

Однако Миндоходов предложило повысить акцизы на все: крепкие спиртные напитки, вино и пиво. Своего рода соломоново решение - ни вашим, ни нашим. «При дальнейшем увеличении акцизной нагрузки на ликеро-водочную продукцию нужно увеличивать и ставки акцизного налога на товары-заменители, одним из которых является пиво», - говорится в пояснительной записке к документу. Естественно, виноделы в очередной раз заявили, что перспективную отрасль «душат». Пивовары сказали, что правительство хочет уничтожить производство социально важного продукта.

Позиция налоговиков тоже предельно понятна. Бюджет трещит по швам, и они должны находить деньги любыми путями. Тем более, что изначально повышение акцизов инициировали лоббисты, напрямую «завязанные» на Штаты. Неплохо, похоже, только водочникам. Легальные обороты у них давно падают, зато объемы реализации «левого» товара уверенно растут. Естественно, ни о каком акцизе с неучтенной водки и речи быть не может. Вряд ли стоит становиться на сторону хотя бы одной из групп влияния. Вместе с тем, следует разобраться, происходит ли нечто подобное в других странах мира. Для этого ЭП обратилась к исследованиям, посвященным потреблению алкоголя. Анализ данных Всемирной организации здравоохранения и других организаций позволяет сделать несколько любопытных наблюдений.      
   
Первое. Во всех странах Европы за последнее десятилетие наблюдается падение потребления алкоголя в литрах на душу населения. Исключением являются две группы государств: страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония, а также и восточноевропейские страны - Чехия, Словакия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния и Словения. В чем причина? Не исключено, что это издержки развития. Население стран Восточной Европы начало богатеть, а тут на внутренние рынки хлынуло дешевое вино из ЕС. Естественно, соблазн пить высок. Хотя, конечно, могут быть и другие причины, например, повышение уровня стресса из-за сумасшедшего ритма современной жизни. А вот Украина и Россия - впереди планеты всей. Можно сказать, что россияне и украинцы упиваются водкой, тогда как другие народы мира - вином и пивом.
   
Второе. Потребление алкоголя в мире в целом и в Европе в частности «сбивается» в основном неэкономическими методами. То есть, не через удорожание алкоголя или взимание новых налогов, а путем смены менталитета нации. Многие профилактические меры, к слову, используются и на Украине.  Хотя, конечно, налоговые и ценовые методы тоже применяются.

Третье. Доказано, что смертность напрямую зависит от количества потребляемого алкоголя. В этом смысле Украина - в очень плохом положении. Мало того, что украинцы пьют много - они еще и пьют крепкий алкоголь. По данным Всемирной организации здравоохранения население пьет преимущественно водку. В этом смысле Украина и Россия - близнецы-братья. Кроме того, граждане пьют много. «Сколько ни бери, все равно второй раз бежать», - эта модель работает и для пива, и для водки. Это говорит не столько о количестве выпитого алкоголя, сколько о неправильности его потребления. То есть, украинцы и россияне пьют много, часто и без закуски. Для многих пьянство - это образ жизни. По оценкам Всемирной организации здравоохранения это стойкая традиция. За последние десять лет модель и количество потребляемых алкогольных напитков на Украине не увеличилось и не уменьшилось.

Четвертое. Взимается ли акциз с крепких напитков, пива и вина, не имеет никакого значения. Слово «акциз» не является ужасным. Есть страны, в которых акциз на вино вообще не взимается, как, например, в Австрии. Цены на местные вина там невысокие, но потребление алкоголя, тем не менее, в этой стране низкое. И наоборот: в Чехии акциз взимается со всех видов алкоголя, но население является одним из самых пьющих в Европе.

Пятое. Есть прямая зависимость между ценой и объемом потребления алкоголя. Во всех «сильно пьющих» странах цена на любые виды алкоголя либо очень низкая, либо не выше среднего по Европе. Все-таки алкоголь должен быть дорогим, если государство хочет снизить его потребление. Это непреложный факт, но он наталкивается на украинскую действительность. Действительно ли на Украине нужно делать алкоголь дорогим? Медициной доказано, что пристрастие к алкоголю является психологическим. Люди пьют, чтобы расслабиться, забыться, развеселиться. Это лишь на стадии алкоголизма появляется органическая потребность тела в новых и новых градусах. Так вот, население Украины пьет, потому что реальность слишком неприглядна. Если жители Донбасса вдруг перестанут пить, куда они денут накопившуюся неудовлетворенность? Может, правительство думает, что шахтеры освоят игру на виолончели, а металлурги начнут строить модельки самолетиков? И еще. Средние доходы австрийцев, чехов и украинцев - это «три большие разницы». В абсолютном выражении бутылка вина на Украине может стоить дешевле, чем в Австрии, а бутылка пива - дешевле, чем в Чехии. Однако в отношении к среднему доходу населения получится больше. Возникает вопрос: что делать со злым населением, которое однажды не сможет купить в магазине легальный алкоголь? Простейшее решение - всплеск кустарного изготовления самогона с неминуемыми потерями для бюджета. А если и самогона не будет? Получится как в анекдоте.

«- Это Смольный?
- Да.
- У вас водка есть?
- Нет.
- А где есть?
- В Зимнем.
- Уррррра!»

   
Шестое. Потребители склонны менять вид алкоголя в зависимости от цены. Потребители всего мира выбирают не литраж напитка, а количество «опьянеть за меньшие деньги». Если алкоголь дорожает, естественное желание - выпить меньше, но с нужным эффектом. На Украине так тоже бывает. Стаканчик разливного вина или бутылка дешевого пива часто заменяют водку. Было бы и на Украине, как в Европе, но на пути к такому «снижению градуса» стоит очередная особенность местного рынка. Украинец пьет «до упора», не закусывает, а еще он - нищий. Поэтому на Украине процветает явление, о котором ВОЗ пишет лишь вскользь как о нелегальном обороте алкоголя. В некоторых странах это явление достигает трети общего «употребления». На Украине - почти половины: учтенное потребление составляет 8,1 литра спирта на душу взрослого населения, неучтенное - 7,5 литра.
   
Причем из получившихся 15,6 литра на крепкие напитки приходится 9,5 литра. Это ощутимо выше уровня, который определен Всемирной организацией здравоохранения как критический для здоровья человека: 8,5 литра. Достаточно взглянуть на цены. Легальный «Немирофф» стоит гораздо дороже «левой» водки - 70-80 грн. Мало того, что с левой водки  не платятся налоги и акцизы, так власти еще и никак не препятствуют распространению такого продукта. Более того, по данным источников ЭП, изготовлением «левого» товара занимаются госзаводы. Хотя они всего лишь перехватили пальму лидерства у частных водочных компаний, названия которых слишком известны, чтобы их называть. У «левака» есть важный элемент - «степень интоксикации».

ВОЗ разработала Стратегию уменьшения потребления алкоголя в мире. В этом документе делается акцент не только на том, что напитки должны дорожать, но и на том, что важно уменьшить степень интоксикации алкоголем. В этой связи интересны данные ВОЗ о причинах смертей, которые провоцируются употреблением алкоголя. Ежегодно 2,5 млн человек в пьяном угаре отправляются на тот свет. На первом месте - смерть от неосознанного травмирования. Проще говоря, вождение в нетрезвом виде или «выпил - упал - ударился - умер». Конечно, это всего лишь предположения, но крайне логичные. Более сильную интоксикацию дает водка, а не вино или пиво.

Значит, если потребление водки высокое, то и смертность от употребления крепкого алкоголя выше. Особенно если речь идет о «левой» водке, которая стоит, как ни крути, 17 грн за бутылку, и которая неизменно пользуется спросом на хронически пьющей Украине. Несомненно, спрос на нее лишь вырастет, когда все спиртное подорожает еще на несколько гривен. Купить бутылку «Немирова» за 20 грн будет дешевле, чем брать на компанию пять бутылок пива по 10 грн. Эта арифметика может не сработать в сытом Киеве, но в нищем Житомире - обязательно сработает.

Нужно ли повышать цены на алкоголь? Безусловно, нужно. Причем и на крепкие напитки, и на вино, и на пиво. Это мировая практика, которая дает эффект. Об этом полно упоминаний в отчетах ВОЗ. Но если перенимать европейскую практику, то нужно делать это полностью. Государство ничего не делает, чтобы убрать психологическую причину употребления алкоголя - неудовлетворенность населения.

Главная причина пессимизма - бедность. Нищие люди, которые в лучшем случае живут от зарплаты до зарплаты в разрушенных городах и селах, не могут быть счастливы. Тут даже телевидение не поможет.

Кроме того, наряду с удорожанием алкоголя нужны массовые вливания государственных денег в многочисленные программы реабилитации и пропаганды здорового образа жизни. Как известно, денег на все это нет. Необходимо также бороться с оборотом «левой» водки и контрабандой спиртного. Ни МВД, ни Генпрокуратура ничего не делают в этой связи. И «левак», и контрабанда спиртного существуют и в странах ЕС, но не в таких же масштабах. Что получается? Если подорожает все, Украина получит рост потребления «левой» водки, с которой даже акцизы не платятся. Вот и получается, что применима житейская мудрость: «Работает - не трогай». В нынешней социальной ситуации делать алкоголь дороже - крайне рискованный шаг. Прежде всего - для самой власти.
 
Достаточно вспомнить, как милиция изъяла серверы сайта ex.ua. У людей забрали то немногое, что действительно имело значение: бесплатный просмотр фильмов. Так то - интернет, которым пользуются сотни тысяч людей. А алкоголь - атрибут реальной жизни десятков миллионов. Единственное, что сможет спасти власть от озлобленных жителей, - это рынок «левой» водки, и он уже пришел на помощь. В 2012 году официальные продажи водочников упали, зато обороты «левого» товара выросли многократно. Опять же, вопрос к МВД и Генпрокуратуре.

Конечно, есть другой возможный выход - продолжать политику удорожания крепких напитков, но тогда придется оставлять на рынке дешевые заменители - вино и пиво. Да, пьяные лица не исчезнут с улиц, но дещевый «мягкий» алкоголь оттянет потребителей от «левой» водки. А «левого» вина или пива в природе почти нет - произвести их гораздо сложнее, чем разлить спирт с водой по бутылкам.

Конечно, логика таких действий убийственна: пусть лучше люди напиваются пивом, чем водкой или самогоном. Однако с точки зрения борьбы с «левой» водкой этот подход может быть оправдан. Так, в Венгрии пьют много вина, а в Чехии - пива. Итого, потребление спирта на душу населения не сильно отличается от Украины. Это не спасает их от цирроза, зато количество смертей от «пьяных» ДТП существенно меньше. Просто наблюдение.

Так что давайте делать алкоголь дороже. Но будем делать это комплексно. Например, установив действительно высокие минимальные розничные цены на «бухло». И, конечно, реально контролируя выполнение этого норматива.