В торговле оружием кризиса нет и в помине. За период с 2008 по 2012 год объемы оружейного экспорта и импорта возросли с 56,5 до 73,5 миллиардов долларов, то есть, речь идет от 30-процентном скачке всего за четыре года. Как считают обнародовавшие эти цифры аналитики IHS Jane’s, «объем рынка может достичь 100 миллиардов долларов к 2018 году и вырасти больше чем вдвое к 2020 году».
Что бы ни приходило вам на ум при виде сокращений военного бюджета США или снижения оборонных расходов в Европе, говорить о жесткой экономии в этом секторе отнюдь не приходится. Тенденция к росту оборонных бюджетов по всему миру сохранится и впредь: к 2021 году они в общей сложности составят 1,65 триллиона долларов (+9,3% по сравнению с 2013 годом).
Однако за этими цифрами скрываются значительные перемены в мировой системе торговли оружием. «Оборонные бюджеты смещаются на восток, тогда как на оружейном рынке усиливается конкуренция», — говорит аналитик IHS Jane’s Пол Бертон (Paul Burton). К 2021 году военные бюджеты стран Азиатско-Тихоокеанского региона обойдут США и Канаду, достигнув отметки в 501 миллиард долларов (+35% по сравнению с 2013 годом). Лидером в регионе окажется Китай, за которым последуют Индия, Япония, Австралия и Южная Корея.
Кроме того, главенство США в мировой торговле оружием, подтверждением которого в прошлом году стали продажи на уровне 28,5 миллиарда долларов (против 20,1 миллиарда в 2008 году), уже не выглядит столь неоспоримым. То же самое касается и Европы, доля которой во всемирной торговле снизилась с 34,5% в 2008 году до 27,5% в 2012 году. В то же время доля Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Китай) подскочила с 3,7% до 5,4%.
Страны Азии во главе с Индией до сих пор являются крупнейшими импортерами в мире. Тем не менее, процесс передачи технологий ведет к серьезным переменам. Так, например, Дели ведет переговоры с Dassault о покупке самолетов Rafale и, в частности, добивается того, чтобы их собирали в стране индийские предприятия. «Открывшиеся в восточных странах возможности для западных компаний представляют собой палку о двух концах, потому что усиливают движение, которое ведет к потере их доминирующего положения», — полагают эксперты.
Китай удвоил объемы своего экспорта с 2008 года и поднялся с десятого на восьмое место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров. Продажи Южной Кореи за тот же самый период выросли на 688% до отметки в 753 миллиона долларов, что позволило ей войти в двадцатку лидеров.
Как бы то ни было, блеск азиатских стран на рынке оружия еще не приобрел международного размаха. Китайский экспорт направлен в первую очередь в сторону соседей. То же самое касается и Южной Кореи, которая ведет крупные поставки в Индонезию и на Филиппины. Кроме того, качество этого оружия зачастую вызывает сомнения. «Одно южноамериканское государство недавно вернуло китайскому предприятию его радар, потому что он попросту не работал», — отмечает аналитик IHS Jane’s Бен Мурс (Ben Moores). Тем не менее, «дайте Азии и Ближнему востоку десять лет, и эти страны начнут продавать оборудование мирового класса», — полагает его коллега Гай Андерсон (Guy Anderson).