Прочтем такую фразу: «В этот период Италия оказалась в печальной и опасной ситуации. Всех пугает мрачная определенность сегодняшнего дня, но еще больше — устрашающая неопределенность завтрашнего». В другой статье того же автора говорится: «Бюрократия — это группа людей, интересы которых идут в ущерб интересам нации; это каста..., создаваемая на народные деньги и ими поддерживаемая». А здесь он нападает на централизм: «Действительно, если бы государственная администрация снова обрела свою автономию на уровне коммун и провинций, то отпала бы нужда выплачивать огромные зарплаты бесполезным и ленивым бюрократам».
Читайте таже: Твердость намерений Драги и борода Бернанке
Мы можем подумать, что это высказывания политического комментатора, сторонника свободного рынка, который нападает на гигантскую государственную машину, задавившую население налогами и бюрократией. Но самое удивительное - в том, что эти идеи были высказаны 150 лет тому назад и не человеком, который тоскует по старому режиму, а отцом анархизма Михаилом Бакуниным (1814-1876). Часто забывают о том, что он провел довольно много времени в Италии (с 1864 по 1867 год), и о его статьях, посвященных нашей стране, и отношениям с такими персонажами, как Мадзини и Гарибальди.
Сегодня очень любопытно почитать маленькую книжку «Путешествие в Италию», только что опубликованную издательством Elèuthera (Viaggio in Italia, 144 стр., 12 евро, под редакцией Лоренцо Пеццика (Lorenzo Pezzica). В ней собраны статьи о нашей стране, написанные русским анархистом, а также письма и три ранее неопубликованных наброска с его изображениями. Бакунин пишет о проблемах нового объединенного государства, о порочном и неэффективном механизме сбора налогов, о тенденции разрастания государственной администрации, о риске того, что на фоне хрупкого национального чувства государство проявляет себя только через бюрократию... Все это, разумеется, сопровождается атаками на клерикализм.
Также по теме: Что говорит Италия?
Это просто бесполезная критика итальянцев? Нет, по мнению Бакунина, страна характеризуется образованным поколением с горячими и неравнодушными сердцами, которое сражалось с разной степенью удачи за реализацию программы, опирающейся на историческое величие нации«. Это поколение было затянуто, перемолото и отвергнуто партиями, которые руководствуются идеей «политической практичности» и подчиняют свою деятельность «принципам очевидных требований момента».
Мы видим, что мало что изменилось. Но Бакунин мог утешать себя пролетарской утопией, которая на сегодняшний день мертва и похоронена. Сегодня возможностей для возрождения - еще меньше.