18 мая на Украине принято отмечать годовщину депортации крымских татар. Представители этого народа проявляют заслуживающее уважения единодушие: так, в этом году на традиционный траурный митинг в Симферополе вышел примерно каждый седьмой татарин Крыма. Привычны в этот день и диспуты, и провокации: на этот раз в медиа нашумела история с неполиткорректным высказыванием российского консула о фильме «Хайтарма», описывающем события выселения через призму биографии дважды Героя СССР, летчика Амет-Хана Султана. Консул в итоге лишился должности, но скандал не утих. Он, по сути, не утихает со времен возвращения крымских татар на полуостров. С одной его стороны — этнические русские Крыма, в особенности те, что переселились на полуостров уже после депортации. Они доказывают, что крымцы* сами заслужили такую судьбу сотрудничеством с оккупантами. Их противники, в свою очередь, твердят, что коллаборационизм не был настолько всеобъемлющим, чтобы из-за него можно было выселять целый народ из мест его исконного проживания.
Этот спор невозможно прекратить. Но можно доказать, что он не имеет смысла.
Для этого надо лишь на некоторое время отвлечься от крымских татар и депортации 18 мая и обратиться к другой дате — 27 июня того же 1944 г., когда были выселены армяне, болгары и греки. Если в случае крымцев обвинения и оправдания депортации подкреплены документально, и спор ведется в плоскости «достаточно ли таких проявлений коллаборационизма для последующей общенациональной депортации?», то с другими народами все обстоит куда сложнее. Иной раз непросто даже понять, за что их, собственно, выселили.
Забытая депортация
Из трех наций, подвергшихся депортации 27 июня, особое внимание стоит обратить на субэтнос крымских греков. Почему именно их? Безусловно, можно было бы проиллюстрировать судьбой и крымских армян, и крымских болгар, но ситуация греков более показательна.
Во-первых, это автохтоны, «самые коренные» жители Крыма. Они живут на территории полуострова 2700 лет — срок, огромный даже по общеевропейским меркам. Это намного больше, чем болгары, крымцы, армяне, крымчаки, караимы, да и любой другой народ Крыма.
Во-вторых, к грекам, по сути, даже придраться было не к чему: если на армян или болгар можно было «повесить» сомнительные, но хоть какие-то обвинения, хоть чем-то обосновать их выселение, то в случае с греками Крыма слона надо было делать не из мухи, а из пустого места. Подробности — ниже.
В-третьих, история греческих депортаций 30–40-х гг. не ограничивается ни Крымом, ни послевоенным периодом и хорошо иллюстрирует отношение советской власти к малым народам Причерноморья в целом.
Для начала — предыстория. Как известно, греки в СССР компактно проживали в Крыму, Причерноморье, Приазовье и Абхазии. Одна их часть — крымские и приазовские греки — жила на этих территориях столетиями, другая — это беженцы, пострадавшие от турецких этнических чисток начала ХХ века. Их отношения с советской властью не всегда были ровными: к примеру, во время гражданской войны греки Приазовья активно участвовали в махновском движении, а позже многие попали под раскулачивание. Однако в последующие годы, при взятии руководством СССР курса на коренизацию, положение стабилизировалось. Новое обострение началось после 1935 г., когда в Греции формально была восстановлена монархия, а реально — утвердилась полуфашистская диктатура премьера Иоанниса Метаксаса. Еще ранее руководство СССР «развернуло вектор» национальной политики, перейдя от коренизации к подавлению этнических сообществ. Под особым вниманием были «потенциально неблагонадежные» этносы, то есть те, основное национальное государство которых граничило с СССР. В результате во второй половине 1930-х были репрессированы многие представители румынского, финского, латышского и других нацменьшинств. Но даже отсутствие у Греции общих границ с Союзом не спасло эллинов. Директива №50215 от 11 декабря 1937 г. за подписью наркома внутренних дел СССР Н.Ежова заявила о работе греческой разведки «в интересах английской, немецкой и японской разведок», а также о вовлечении в эту работу греков СССР. Арестовывали всех греков, «подозреваемых в шпионской, диверсионной, повстанческой и националистической антисоветской работе». В ходе так называемой «греческой операции НКВД» 30–40-х гг. было арестовано более 20 тыс. греков (для сравнения: общая численность всех греков СССР по переписи 1939 г. — 286 444 человека).
Но тут произошло событие, которое должно было бы развеять все подозрения советского руководства. В 1940 г. Греция вступила во Вторую мировую войну, но вовсе не на стороне Оси. Напротив, королевство само чуть было не стало жертвой итальянских фашистов. Лишь ценой невероятных усилий эллинам удалось отбить вторжение намного более крупных итало-албанских сил и даже перейти в успешную контратаку. Она, к сожалению, была прервана вторжением нацистов. «Полуфашистская» Греция пала в неравной борьбе с фашизмом, а в развернувшейся на ее территории партизанской войне первую скрипку играла коммунистическая группировка ЭЛАС.
Казалось бы, могут ли после этого быть у руководства СССР претензии к «своим» грекам? Однако после освобождения Крыма в 1944-м появляется инициатива об их депортации. Исходит она от Берии и укладывается в одну краткую записку Сталину от 29 мая 1944 г. — в ту самую, где также идет речь об армянах и болгарах. Процитируем отрывки (полный текст можно найти в Сети):
«После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента... На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар — 12075, греков — 14300, армян — 9919 чел.
В период немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и задержании военнослужащих Красной Армии и советских партизан, получала «охранные свидетельства» от германского командования. Немцами организовывались полицейские отряды из болгар, а также среди болгарского населения проводилась вербовка для посылки на работу в Германию.
Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д.».
«Армянское население проживает в большинстве районов Крыма. Крупных населенных пунктов с армянским населением нет. Организованный немцами Армянский комитет активно сотрудничал с немцами и проводил большую антисоветскую работу. В Симферополе существовала немецкая разведывательная организация «Дромедар», возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро, который руководил разведывательной работой против Красной Армии и в этих целях создал несколько армянских комитетов для шпионской и подрывной работы в тылу Красной Армии и для содействия организации добровольческих армянских легионов...
НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян.»
О чем свидетельствует эта записка? О том, что среди греков не было зафиксировано не только ни одного случая активного коллаборационизма, но и ни одного повода для подобных подозрений (в противном случае они были бы обязательно упомянуты, как армяне и болгары). То есть греки сотрудничали с нацистами меньше, чем, например, русские Крыма, среди которых были полицаи. Забегая вперед, скажем: впоследствии стало известно, что греки составляли значимую долю крымских партизан. И даже среди обвинений в адрес коллаборационистов из числа крымских татар нередко называют их помощь немецким карателям при сожжении греческого села Лаки, жителей которого обвиняли в поддержке партизанского движения. Получается, что в Крыму греки противостояли нацизму больше, чем любой другой народ. Однако при депортации на это закрыли глаза, обвинив древнейший этнос в «торговле и мелкой промышленности». По версии Берии, крымские греки «заработали» себе депортацию за счет пошива одежды и продажи рыбы на базаре!
Как следует из той же записки, обвинения в адрес болгар и армян также весьма сомнительны — аналогичные можно было бы выдвинуть любому этносу, проживающему на оккупированных территориях. Мало ли было бывших белых генералов, полицаев и бумажных «легионов»? Однако и этого хватило для зачистки Крыма от народов, веками проживающих на его территории.
Известны и другие «уникальные» случаи. За компанию с крымскими татарами в депортацию отправились представители ромской (цыганской) национальности. Во время оккупации они, спасаясь от нацистов, выдавали себя за татар (говорили на татарском языке) и тем самым подписали себе приговор. Меньше всех повезло одному из древнейших малых этносов Крыма крымчакам (тюркский народ иудейского вероисповедания): нацисты их расстреливали как евреев, а НКВД депортировал как крымских татар. А вот их ближайшим родственникам караимам (тюркский народ, исповедующий свою, неклассическую версию иудаизма) «повезло»: еще до войны их представители съездили в Берлин и доказали нацистским идеологам свою принадлежность к «тюркской расе», а в 1944 г. большинству из них удалось доказать свое отличие от крымских татар. Впрочем, небольшая их часть, особенно представители смешанных семей, все равно попала под каток...
Справедливости ради заметим, что некоторые крымские депортации действительно вписывались в военную традицию того времени. Таким же образом американцы интернировали собственных граждан японского происхождения, а в Крыму выселяли тамошних немцев, немногочисленных венгров, румын и итальянцев.
Ты виноват уж тем,
что хочется мне кушать
Какой урок можно извлечь из этой информации, да так, чтобы он и в наши дни пригодился? Очевидный: все рассказы о том, что ту или иную крымскую нацию депортировали за особо рьяное пособничество нацистам, — спекуляции. Попытаемся рассмотреть ситуацию с позиции тех, кто в адрес тех же крымских татар повторяет, мол, сами виноваты. На секунду заставим себя поверить в утверждение, что принцип коллективной ответственности целой нации за преступления отдельных ее представителей уместен и в ХХ веке. Примем версию, что коллаборационизм среди тех же крымских татар действительно был беспрецедентным (что, мягко говоря, спорно). Все равно не сходится: ведь если высылали именно «за плохое поведение», то, следовательно, тех, кто «вел себя хорошо», не тронули бы. Но это не так, что становится очевидным на примере других народов Крыма. Высылали и тех, кто был относительно нейтрален по отношению к оккупантам (болгары), и тех, кто им противостоял (греки), и тех, кто от них пострадал (крымчаки). Могилы в степях Средней Азии уравняли и партизан, и коллаборационистов, и простых крестьян, единственная провинность которых заключалась в сочетании национальности и места проживания.
Очевидно, что Крым зачищался. Проводилась планомерная и последовательная чистка Крымской АССР от малых народов, по завершении которой не стало и самой автономии. Через год после депортаций и через два месяца после падения Берлина, 30 июня 1945 г., она была преобразована в Крымскую область РСФСР. Еще раньше началось ее интенсивное заселение, полностью изменившее этническую, культурную, да и экономическую картину полуострова. Даже хрущевское добро на возвращение депортированных в Крым (за исключением крымских татар) уже не слишком исправило ситуацию: вернуться смогли не все, да и в старых домах жили новые люди.
Не будем спекулировать: вряд ли сегодня можно с уверенностью заявить о конечных целях зачистки. Хотел ли Сталин просто избавиться от «неблагонадежных» элементов, видел ли Крым как обычную область РСФСР или же держал в голове какой-то иной план вроде «крымской Калифорнии»? Эту тайну он унес с собой в могилу. Но то, что за депортациями не стояло ни желание кого-то наказать, как об этом принято было говорить в СССР, ни желание кого-то «защитить от гнева большинства крымчан», как об этом иногда говорят сейчас, очевидно. Стоит лишь отвести взгляд от вечного спора вернувшихся татар с постсталинскими «колонистами» из российской глубинки и взглянуть на судьбы других народов Крыма.
*Автор использует термин «крымцы» как альтернативное название крымских татар во избежание путаницы с другими татарскими народами, родство которых с крымцами порой весьма отдаленное, и просит, в свою очередь, не путать с крымчаками — малым этносом иудейского вероисповедания.