Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аутсайдерская фотография - жанр, до сих пор не слишком известный. На показе в Hayward Gallery три художника исследуют темные грани урбанистического общества, в диапазоне от одержимых до откровенно жутких изображений. Все трое включены в Альтернативный Гид по Вселенной, обзорную выставку аутсайдерского искусства последних 50 лет.

Аутсайдерская фотография - жанр, до сих пор не слишком известный. На предстоящем показе в Hayward Gallery три художника исследуют темные грани урбанистического общества, в диапазоне от одержимых до откровенно жутких изображений.

Бездомная женщина, которая регулярно фотографировала себя в различных видах в фото-кабинке на автобусной остановке. Затворник, который втайне вырезал вручную деревянных кукол, пугающе похожих на живых, а затем фотографировал их. Безумный влюбленный, одержимо снимавший свою жену в стиле пин-ап на фоне различной дешевой мебели. Если вам нужна иллюстрация термина «аутсайдерская фотография», то работы Ли Годи (Lee Godie), Мортона Бартлета (Morton Bartlett) и Юджина фон Брюнхенхайна (Eugene Von Bruenchenhein) могут стать хорошей отправной точкой.

Все трое включены в Альтернативный Гид по Вселенной, обзорную выставку аутсайдерского искусства последних 50 лет, которая открывается 11 июня в Hayward Gallery в Лондоне. Сегодня искусство аутсайдеров - это признанный жанр, часто выступающий в роли мрачного контрапункта «официальной» истории искусства. Он включает в себя работы, созданные душевнобольными, бездомными, городскими отшельниками, работающими в одиночестве и втайне. Среди его наиболее известных представителей - Генри Даржер (Henry Darger), который рисовал барочные приключенческие истории с участием отважных девочек, известных как Vivian Girls, и Мадж Джилл (Madge Gill), английская художница-аутсайдер, создавшая тысячи рисунков тушью в качестве медиума, через которую проявляется дух, которого она называла «Мирнинерест» (Myrninerest).

При этом, аутсайдерская фотография все еще является достаточно неизвестной темой. Наиболее известный представитель - это Мирослав Тихий в свой поздний период. Он делал собственные примитивные камеры из картонных трубок и металлических банок для того чтобы подглядывать за женщинами в своем родном городе Кийове. Тихий был нелюдим, за период с 60-х по 80-е он накопил тысячи размытых, заляпанных снимков, раскрывающих через уход от профессионального подхода зловещую природу его вуайеристских затей. Однажды он сказал: «Если хочешь быть знаменитым, ты должен делать что-либо гораздо хуже всех на свете».

Эту идею не разделял Мортон Бартлет, перфекционист до мозга костей. Родившийся в 1909 в Чикаго, он осиротел в восемь лет и вырос в массачусетском доме богатых приемных родителей, став затем успешным независимым графическим дизайнером. Вечный студент, Бартлет занялся изготовлением своих реалистичных кукол из дерева в 1936 году, в возрасте 27 лет, в качестве тайного хобби. Он был самоучкой, и изготовление одной куклы занимало у него в среднем год. К 1962, когда он прекратил делать кукол, он их создал всего 15 - 12 девочек и троих мальчиков - каждая в половину человеческого роста, тщательно детализированная, расписанная вручную, к каждой им был сшит стильный миниатюрный костюм. (Скорее всего, его куклы мальчиков - это автопортреты, отражающие его травматический опыт, полученный в возрасте 8 лет).

В результате, куклы девочек в период полового созревания, в особенности обнаженные или полуголые, одна из которых с вызывающе высунутым язычком, смущают своей анатомической правдоподобностью и смесью игривой невинности и манящей сексуальности. (Не удивительно, что братья Чэпмены - большие поклонники его работ). Все усилия, приложенные им для создания кукол, были подчинены одной цели - он фотографировал их, часто в постановочных ситуациях, изображающих реальную жизнь. Когда я говорил с Марион Харрис (Marion Harris), нью-йоркским коллекционером и куратором, которая открыла для себя кукол и 200 фотографий Бартлета на манхэттенской ярмарке антиквариата, она обратила внимание на то, что у некоторых из кукол только одна рука. Это оттого, что Бартлет изначально продумывал, как он расположит свои творения, и если он решал, что это будет портрет в профиль, то изготовление второй руки было бы ненужный трудом, плоды которого все равно не будет заметны на снимке.

Как только Бартлет достигал желаемого эффекта в постановочной съемке, он запаковывал куклу в коробку и убирал, чтобы никогда больше ее не использовать. Как он полагал, снимки, сделанные на скромную камеру Brownie, превращали его поделки в искусство. Художница Лори Симмонс (Laurie Simmons) пишет в статье для каталога выставки в галерее Hayward, что они «обнаруживают поразительное осознание важности света и оптики для оживления неживого. Слои нарисованной кожи становятся мягкими и влажными через его зоркий видоискатель». В работах есть отзвуки вдохновлявших его телевизионных драм 50-х в стиле нуар, мрачные течения вроде сказок о Пиноккио или работ Ханса Белмера (Hans Bellmer), создателя еще более тревожащих кукол.

Осознавая это или нет, Бартлет работал в традиции постановочной фотографии. Его история напоминает Ли Годи, слегка сумасшедшую родоначальницу искусства создания имиджа, позже сделавшую Синди Шерман (Cindy Sherman) одной из самых известных художниц современности. Во второй половине 60-х, Годи жила на улицах, продавая свои картины около Art Institute of Chicago. Также она регулярно фотографировалась в фото-будке у ближайшей автобусной остановки, одеваясь в найденные ею костюмы, накрашиваясь или разрисовывая лицо, а также используя принесенные реквизиты - коробку с красками, или, как однажды, другую фотографию самой себя. Затем она иногда ретушировала отпечатки мелками или красками.

Странная энергетика автопортретов Годи заключалась в их эскизности. Удивительным образом они попали в струю зарождающихся концептуальных стратегий. «[Ее] фотографии из будки на автобусной остановке оказывают ошеломляющее и обескураживающее воздействие» - замечает писатель Рик Муди (Rick Moody) в своей статье для каталога выставки в Hayward. «Они такие болезненные, что почти невозможно смотреть. Они замечательны не только своим существованием, но и тем, что человек, живя в основном на улице, очень искусно и очень изобретательно находил и использовал "общественные камеры" как материал. Всегда убежденная в своей гениальности, Годи прожила достаточно долго, и в итоге в 1993 году в возрасте 85 лет, удостоилась ретроспективной выставки своих работ в Chicago Cultural Centre».

В отличие от работ Бартлета и Годи, тысячи снимков супруги Мэри, сделанных Юджином фон Брюнхенхайном в их доме в Висконсине в 40-х и 50-х в стиле пин-ап, выглядят прелестно-невинными. Часто Мэри, в хорошо сидящем на ней купальнике или саронге, сливается с витиеватыми орнаментами на фоне, или позирует, соединяя в себе образы Девы Марии и Бэтти Пеги в сентиментальном интерьере их гостиной. Часто, даже на фото с обнаженной грудью, она глядит в небеса, поверх боготворящего и идеализирующего ее объектива.

Изумляет игра фон Брюнхенхайна с двойной экспозицией - Мэри парит в облаках, или наложена поверх сельского пейзажа. Поражает огромное количество сделанных ими отпечатков, раскрашенных вручную. Одержимое благоговение, канализированное в аутсайдерское искусство, намеренно отражающее как влияние китча, так и влияние возвышенного.

В контексте выставки в Hayward, как отмечает куратор Ральф Ругоф (Ralph Rugoff), фотографы-аутсайдеры «создают своего рода полу-автономную зону... Все трое использовали камеру для документации условных вымышленных персонажей и альтер-эго..., все исследовали хрупкость взаимоотношений между индивидуумом и изображением, а также возможности конструирования персонажа посредством популярных медиа-кодов». Все трое - пионеры в своем жанре, аутсайдеры, которые тем не менее инстинктивно поняли трансформирующую сущность фотографии.

 

The Alternative Guide to the Universe работает в галерее Hayward, London SE11 до 26 августа.