Россия неожиданно отозвала из Сирии весь свой военный и недипломатический гражданский персонал. В том числе она полностью эвакуировала пункт материально-технического обеспечения в средиземноморском порту Тартус, который часто называют одной из главных причин упорной поддержки Москвой сирийского лидера Башара Асада.
«Ни военнослужащих, ни гражданских служащих Минобороны в Тартусе нет, а в частях сирийской армии нет российских советников», - заявил вчера московской деловой газете «Ведомости» источник в российском министерстве обороны.
Расположенный в Тартусе пункт материально-технического обеспечения флота – единственная российская военная база за пределами бывшего СССР – сейчас фактически закрыт, подтвердил заместитель министра иностранных дел и специальный представитель президента России по Ближнему Востоку Михаил Богданов одной из турецких газет. По его словам, база, на которой постоянно работали около 70 военных техников, которые обслуживавших российские военные корабли, когда те заходили в Тартус, не имела для России стратегической важности.
«Это всего лишь технический объект для обслуживания кораблей в Средиземном море», - заявил он.
Этот комментарий выглядит несколько странно. Трудно не задаться вопросом о том, почему нужно отказываться от Тартуса именно сейчас, когда присутствие российского флота в Средиземном море так велико, как никогда ранее?
Ранее в этом месяце российский президент Владимир Путин объявил, что Россия будет постоянно держать в этом регионе свою флотилию – впервые с тех пор, как больше 20 лет назад распался Советский Союз. «Это стратегически важный регион. У нас есть там свои интересы, связанные с обеспечением национальной безопасности РФ», - сказал он.
Российский военно-морской флот уже больше года практически без перерыва ведет маневры на востоке Средиземного моря. Сейчас там присутствует его оперативное соединение численностью в 16 кораблей.
«Первая и наиболее вероятная причина закрытия базы заключается в том, что Россия не хочет рисковать жизнями 70 своих военных, находящихся в Тартусе», - считает сотрудник московского государственного Института востоковедения Владимир Сотников.
«Сейчас, когда на поле боя в сирийской гражданской войне инициатива перешла в руки режима Асада, Россия, возможно, опасается провокаций [повстанцев], направленных против наших сограждан. Еще одна возможная причина – стремление способствовать вторым переговорам в Женеве. У нас есть информация о том, что Россия, ООН и США договорились об их формате. Может быть, в связи с этим Россия хочет развеять впечатление о том, что ее позиция основана на желании сохранить базу в Сирии», - заметил г-н Сотников.
«В любом случае российские корабли могут заходить на Кипр для технического обслуживания и пополнения запасов, и сейчас поступать так для них безопаснее», - добавил он.
Россия также с начала этого года постепенно эвакуирует примерно 30 тысяч своих граждан, живущих в Сирии. Вчера российское министерство по чрезвычайным ситуациям сообщило, что оно забрало еще 130 россиян из расположенной на северо-западе Сирии Латакии и вывезло их назад в Россию.
Российские аналитики также полагают, что какими бы ни были причины вывода российского персонала с базы, это не указывает на отход России от жесткой проасадовской позиции, приверженность которой Путин подтвердил на прошлой неделе на саммите «Большой восьмерки» в Северной Ирландии.
«Позиция России не изменилась. Фактически, она даже ужесточается», - говорит Сергей Строкань, международный обозреватель московской деловой газеты «Коммерсант».
«Причины, стоящие за эвакуацией, скорее всего, сводятся к соображениям безопасности. В западных СМИ значение этой базы сильно переоценивают. Она не так уж важна. Полагаю, власти не хотят рисковать и опасаются громкого инцидента, который могут устроить повстанцы, напав на россиян в деликатный момент, когда все возлагают надежды на новую мирную конференцию в Женеве».