Россия выиграла важный раунд в затянувшейся на два десятилетия борьбе с Западом за контроль над поставками газа из Каспийского бассейна. Однако одержанная 28 июня победа несет для Москвы двойственное значение, так как она лишает смысла важный российский проект, бывший ключевым оружием страны в борьбе за преобладание в энергетике.
Это запутанная история, и прежде, чем мы перейдем к ее подробностям, нужно упомянуть еще одного неожиданного выигравшего – многострадальную Грецию. Через ее территорию проляжет Трансадриатический газопровод (Trans-Adriatic Pipeline, TAP), одержавший победу над проектом Nabucco, который поддерживается Западом и с середины 1990-х годов был предметом для конфликтов между Западом и Россией.
После победы Трансадриатического газопровода, торжествует премьер-министр Греции Антонис Самарас (Antonis Samaras), мир должен понять, что проблемная экономика Греции движется к восстановлению. В конце концов, как вопрошает Самарас в своем заявлении, «кто стал бы инвестировать деньги в страну, сталкивающуюся с экономическими, социальными и политическими угрозами?»
США пытаются лишить Россию регионального влияния
Эта история восходит к временам распада Советского Союза. Победив своего противника по холодной войне, США, выражаясь фигурально, провели черту вокруг южной части СССР – восьми новых стран Кавказа и Средней Азии—и объявили своей стратегической задачей не дать ей снова попасть под контроль Москвы.
Америка планировала поддержать строительство нефте- и газопроводов, чтобы доставлять энергоресурсы из региона на западные рынки в обход российской территории. Это должно было укрепить экономическую независимость бывших советских республик. В 2006 году был открыт первый из этих трубопроводов —1100-мильный нефтепровод «Баку-Джейхан», идущий из Азербайджана в Средиземноморье. Вскоре был построен аналогичный газопровод. Таким образом, с кавказской стороны Каспия план был реализован успешно.
Однако в среднеазиатских странах – так называемых «станах» – все пошло по-другому. США и Европа предполагали построить примерно 3500-мильный газопровод, который должен был начинаться в Туркмении и тянуться через Каспий на запад до самой Европы. Это бы обеспечило Среднюю Азию таким же независимым экономическим каналом, какой получил Кавказ.
Однако Туркмения заартачилась. Год за годом она отказывалась и присоединиться к проекту строительства трубопровода, и заключить с какой-нибудь из западных компаний сделку о наземной добыче необходимого для экспорта газа. Некоторые считали, что Туркмения боялась России, некоторые винили ее глубоко подозрительное отношение к иностранцам. Как бы то ни было, надежды на то, что туркмены решительно рано или поздно решительно одобрят идею транскаспийского трубопровода, в конце концов, развеялись.
США решают не трогать Среднюю Азию
В 2002 году Запад сменил свои планы и предложил проект нового, не столь длинного трубопровода под названием Nabucco (в честь оперы Верди), который должен был начаться в Азербайджане вместо Туркмении. Такое предложение имело больше шансов осуществиться, однако оно полностью игнорировало первоначальную цель — спасти Среднюю Азию от российской хватки. На это США и Европейский Союз, впрочем, возражали, что, хотя они больше не спасают Среднюю Азию, они могут спасти Европу, которая, на их взгляд, слишком сильно зависела от российского газа. Особенно актуальным этот проект стал в 2006 году, когда Россия в результате ряда споров с Украиной, временно прекратила поставки газа в Европу.
В 2007 году Владимир Путин нанес ответный удар, пообещав построить «Южный поток» - 1500-мильный трубопровод стоимостью в 39 миллиардов долларов, который должен был нести российский газ прямо к сердцу Европы. Это стало прямым вызовом Nabucco.
По мнению многих экспертов, эти два проекта — Nabucco и «Южный поток» — были несовместимы. Соображения спроса и предложения указывали, что построен мог быть только один из них.
Одновременно на горизонте появились игроки меньшего масштаба, портившие перспективы Nabucco в Азербайджане. Одним из них был Трансадриатический газопровод – сравнительно небольшой трубопроводный проект, мощностью примерно в три раза меньше, чем Nabucco, но зато намного более дешевый.
Все решилось 28 июня. Возглавляемый BP консорциум, действующий в Азербайджане, объявил, что строиться будет TAP. Судя по всему, такое решение было вызвано, скорее, экономическими причинами. TAP будет стоить меньше, чем даже сокращенная версия Nabucco – так называемый проект «Nabucco West».
Борясь с Nabucco, Путин выиграл для Трансадриатического газопровода время и пространство для маневра. Это привело к снижению угрозы для российского господства на европейском газовом рынке. TAP будет доставлять на него всего 10 миллиардов кубометров газа в год, а Nabucco, как исходно планировалось, должен был транспортировать 30 миллиардов кубометров.
В чем смысл «Южного потока» без Nabucco?
Однако теперь под вопросом оказалось будущее российского «Южного потока». Путин пока никак не комментировал новость, но в прошлом он обещал построить «Южный поток» независимо от судьбы Nabucco. А череда двусторонних соглашений со странами, по территории которых должен пройти трубопровод, показывает, что проект твердо планируется осуществлять.
Однако цифры заставляют усомниться в этом. Чтобы финансировать крупные нефтяные сделки, которые были заключены 21 июня с Китаем, российская Роснефть, обладающая серьезными задолженностями, вынуждена была договориться с Пекином о предоплате в размере 60-70 миллиардов долларов. 28 июня глава гигантской российской газовой компании Газпром Алексей Милер упомянул в своей речи о планах создать во Владивостоке и на Балтийском море огромные заводы по сжижению газа, чтобы захватить в перспективе 15% мирового рынка сжиженного газа. Строительство таких заводов обойдется в миллиарды долларов. Короче говоря, у России сейчас есть много других проектов, которые требуют денег.
Между тем европейский газовый рынок выглядит негостеприимно: на нем существует серьезная конкуренция со стороны Норвегии и Катара. Вдобавок к концу десятилетия ожидаются поставки из США, Израиля и Мозамбика. Кроме того Европа обращается к углю, который дешевле газа. И это даже не говоря о том, что спрос на энергию в ней в принципе в лучшем случае стагнирует.
Все это может служить причинами, как минимум, внимательнее рассмотреть экономические обоснования «Южного потока». Ведь теперь, когда Nabucco мертв, этот проект не принесет даже славы.