Каир – Отстранение «Братьев-мусульман» от власти египетской армией после всего лишь одного неспокойного года руководства наносит удар по их попытке установить влияние в регионе. Некоторые аналитики считают, что это может ознаменовать начало заката исламистов как политической силы в регионе, однако также может заставить их отвернуться от демократии в пользу насилия.
«Братья-мусульмане» начали терять поддержку с момента прихода к власти президента Мурси, набравшего 51% голосов на выборах год назад. Под руководством «Братьев-мусульман» уровень преступности вырос, экономическая ситуация значительно ухудшилась, а политика в стране стала опасно поляризованной. Резкий рост общественной неудовлетворенности «Братьями-мусульманами» и управленческими недостатками движения признали даже самыми упрямые его лидеры.
«Впервые в истории «братьев» люди, а не режим, выступают против движения», - говорит Ибрагим аль-Худайби, известный бывший представитель этой организации.
Однако многие «братья» также уверены, что они являются жертвами кампании по свержению исламистов, проводимой их секулярными врагами и лоялистами старого режима, включая армию. Многие, как кажется, убеждены в том, что независимо от их действий, они будут свергнуты, даже если примут участие в мирном демократическом процессе. Существует опасение о том, что разочарование в демократии может повернуть некоторых от демократического процесса в сторону более радикальных методов, включая насилие.
«Я бы сказал, что это один из самых опасных кризисов, с которыми «Братьям-мусульманам» приходилось иметь дело с 1954-го года, когда они столкнулись с режимом Насера, - говорит Халил аль-Анани, эксперт по исламистским движениям в университете Дюрхэм в Великобритании. - Движение сейчас находится в опасной позиции, бющимся за свое существование под угрозой оказаться вытолкнутым с политической арены.
Репрессии, проведенные одним из первых египетских президентов Абделем Насером против движения в 1954 году, фактически прекратили существование «Братьев-мусульман» в Египте на 16 лет, до смерти Насера.
Уже сейчас видны знаки того, что вера в демократический процесс среди лидеров движения в Египте «изнашивается».
«В мусульманском мире громко и ясно прозвучит послание о том, что демократия - не для мусульман», - написал Эссам аль-Хаддад, старший советник президента Мурси, на официальной страничке главы государства в Facebook. Хаддад предупредил о «катастрофических мировых последствиях» того, что он назвал «военным переворотом».
Свержение «Братьев-мусульман» в Египте – это самый яркий пример тренда, наблюдаемого в регионе: быстрый приход исламистских движений к власти в арабских странах в результате «арабской весны» в 2011 году уступает место «ответной реакции».
В Тунисе произошедшее в феврале убийство секулярного оппозиционного лидера разделило правящую партию «Ан-Нахда» и привело к беспрецедентным протестам, которые заставили исламистских лидеров произвести перестановки в правительстве и удовлетворить некоторые требования оппозиции.
Многие исламисты верят, что единственная причина, по которой США наконец согласились отправить оружие повстанцам, сражающимся против режима Асада в Сирии, заключается в желании усилить доброжелательно настроенные по отношению к США группы повстанцев и воспрепятствовать растущему влиянию придерживающихся жесткой линии исламистов в рядах протестующих.
В ОАЭ во вторник тайный суд вынес беспрецедентное рещение, приговорив десятки предполагаемых «Братьев-мусульман» к 10-15 годам тюрьмы.
«Тут наблюдается закономерность , – говорит Анани. – То,что происходит в Египте, лишь усилит растущее среди исламистов в регионе ощущение того, что им не позволят остаться у власти».
Пока «Братья-мусульмане» решают, по какой дороге идти далее, многие лидеры движения опасаются, что его ряды поредеют в условиях обвинений, взаимных упреков, а также расхождений между сторонниками реформированной и более прагматичной политической стратегии и теми, кто выступает за дальнейшее сопротивление.
Мохаммед аль-Нашар, местный лидер «братьев» в провинции Думьят, говорит, что эти разногласия уже были открыто выражены в ходе встреч движения в регионе.
«Есть ощущение, что раз мы получили власть легитимным и демократическим путем, потерять мы ее можем лишь посредством выборов, - говорит Нашар. – Чувствуется сильное раздражение и разочарование, и я беспокоюсь, что мы не сможем удержать контроль над молодежью, если Мурси свергнут».