Российская система образования на протяжении многих лет щедро финансируется, однако падение солидного организма времен Советского Союза продолжается. Абитуриенты приходят со все меньшими фундаментальными знаниями - жалуются преподаватели. Студенты рассказывают, как вузы устраивают супер-тяжелые вступительные и выпускные экзамены, в то время как сами занятия не соответствуют этому уровню. Единый государственный экзамен, при котором субъективный фактор проверяющего, а, следовательно, и коррупции, должен исключаться, только привел к ее смещению в другое русло, что недавно выяснилось со скандалом. Незадолго до начала экзаменов ЕГЭ в интернете появлялись списки с правильными ответами. Эксперты уверены, что их вывесили лица, имеющие доступ к подготовке экзаменов. Но замминистра образования и науки Игорь Реморенко утверждает, что это дело рук хакеров.
Суть проблемы кроется в том, что в стране практически приостановлены усилия по производству конкурентноспособных промышленных продуктов. В сырьевой экономике высокая научная или технологичная квалификация легко становится «избыточным знанием». Об этом говорят придуманные, будто, для колхозов критерии, по которым с прошлого года измеряется эффективность российских вузов. К ним относится количество квадратных метров учебного заведения на студента и уровень заработных плат преподавателей. Потому что только преподаватели невысокого уровня зарабатывают менее 30 000 рублей в месяц – так полагает министр образования Дмитрий Ливанов. Все это вызвало волну возмущения, прежде всего, в регионах, где преподавательский состав за свои труды получает только треть от этой суммы.
В качестве индикатора качества вуза сейчас выступает и количество безработных выпускников. Российский союз ректоров призвал министерство к тому, что исследоваться должны не вузы в общем, а качество занятий по конкретным направлениям и успех выпускников, выражаемый в их заработных платах. Но чиновники от образования ничего не хотят слышать об этом, возможно, и по той причине, что в этом случае на поверхности окажутся данные о мизерных зарплатах ведущих российских исследователей.
Что на самом деле положительно сказывается на доходе, так это ученая степень, которая, не считая хороших знакомств в силовых структурах, является непременным атрибутом политика или предпринимателя, который хочет стать уважаемой персоной в российском обществе. Российские богачи украшают себя степенями докторов наук, которые обеспечили им «научные негры», написавшие за них диссертации. Причем не ясно, кто сделал первый шаг – удрученный комплексом неполноценности новоиспеченный академик или же заведующие кафедр, которые убеждают состоятельных россиян в том, что для настоящего успеха им необходима степень, которую можно получить, заплатив пятизначную сумму в долларах.
Денежный дождь обогатил руководителей вузов, многие из которых зарабатывают сегодня больше, чем президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Анатолий Оводенко, ректор Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, стал самым богатым ректором с доходом 1,8 миллионов евро в год, пятью квартирами и автомобилем Porsche Cayenne. Второе место среди самых богатых ректоров госвузов занимает Владимир Никулин – руководитель Новомосковского института повышения квалификации, заработавший за прошедший год более полумиллиона евро и имеющий в распоряжении три квартиры и два джипа. Доход ректора Самарского государственного технического университета Дмитрия Быкова составил в прошлом году 385000 евро. Он является владельцем трех квартир и яхты.
Многие преподаватели вузов отрываются от смысла своей работы. Как, например, доцент Строгановки, который, по словам его студентов, вяло бормочет лекции по истории русской живописи 18-го и 19-го веков. Как студенты будут сдавать экзамены, когда им необходимо идентифицировать произведения всех эпох и направлений - это уже их проблема. Чтобы попасть на композиторский факультет Московской консерватории абитуриент должен написать прелюдию. Однако затем они приходят к профессору Вячеславу Медужинскому, который учит студентов набрасывать обертоновый ряд.