Россия в последние недели оформила несколько масштабных энергетических соглашений с Китаем. Они стали (или по крайней мере, их так разрекламировали) важными шагами вперед в вопросах энергетических отношений России и Китая. Их называют поворотом России в сторону Азии, поскольку крупные поставки энергоресурсов Москва использует для повышения своего веса и влияния, а также важным этапом в развитии энергетической базы страны в Восточной Сибири, в Арктике и на Дальнем Востоке. Все это Москва рассматривает как необходимое условие для возвращения России на мировую арену в качестве мощной и независимой азиатской державы, а также крупного участника энергетического рынка на многие годы.
В рамках самой крупной сделки, оцениваемой в 270 миллиардов долларов, Роснефть договорилась с China National Petroleum Corporation (CNPC) о поставке в течение 25 лет 365 миллионов тонн нефти. CNPC в ответ видимо внесла предоплату в размере примерно 70 миллиардов долларов. Контрактом предусматривается поставка 15 миллионов тонн сырой нефти ежегодно на протяжении 25 лет. Каждый год Россия будет получать за это чуть больше 10 миллиардов долларов. Видимо, эта нефть пойдет по трубопроводной системе «Восточная Сибирь - Тихий океан» в китайский Дацин.
Роснефть также будет продавать сжиженный природный газ с терминала, который она планирует построить на Сахалине совместно с Exxon Mobil. Покупателями будут японская трейдинговая компания Marubeni и Sakhalin Oil and Gas Development Company.
Частная газодобывающая компания «Новатэк», между тем, предоставила CNPC 20-процентную долю в своем проекте по производству СПГ на полуострове Ямал в Заполярье. CNPC станет ключевым покупателем этого газа, приобретая его в размере 3 миллионов тонн ежегодно.
Чтобы понять значение этих сделок, стоит подумать о том, кто и что от них получил.
Читайте также: Терпеливый Китай
Что касается Японии, то сделка с Роснефтью явно предвещает постепенное улучшение отношений между Москвой и Токио в сфере энергетики и политики, а может также стать предзнаменованием новых сделок в перспективе. Это возможно в том случае, если будет подписан российско-японский мирный договор и решена судьба Курильских островов, а также если будут развеяны опасения Японии относительно российского бизнеса. Эта сделка также указывает на растущие возможности России (или по крайней мере, Роснефти) по поставкам СПГ. Это та область, в которой Россия существенно отстает и несет значительные потери в условиях изменений на мировом газовом рынке. Если Россия сумеет нарастить свой потенциал производства СПГ, она получит большие выгоды, особенно в Восточной Азии.
Япония от этого получит скромные выгоды, а также надежду на будущее. А вот ведущая газовая компания России и главный конкурент Роснефти и Новатэка «Газпром» от этих новых сделок снова оказалась в проигрыше. Хотя она заявляет о своем развороте в сторону Азии, газовая сделка с Китаем пока так и не заключена, несмотря на постоянные заявления о том, что она на подходе. Газовый гигант создает специализированную компанию, которая будет заниматься строительством на Дальнем Востоке завода СПГ с производительностью 15 миллионов тонн, но он явно отстает от своих конкурентов в этом регионе. История Газпрома за последние десять лет указывает на его упорное нежелание продавать газ в любом виде покупателям на Дальнем Востоке. Это обстоятельство позволило конкурентам опередить гиганта в нескольких сделках.
Поскольку этот раунд Газпром проиграл, возникает впечатление – по крайней мере, на первый взгляд – что Новатэк и Роснефть получили существенные преимущества. Теперь этим компаниям разрешено продавать СПГ за границу, а это сигнал об окончании газпромовской монополии на газовый экспорт. Более того, они совершенно очевидно будут проявлять активность в Арктике, которая становится новым важным рубежом освоения для российских энергетических компаний, и налаживать сотрудничество с китайскими и западными партнерами.
Также по теме: Опасайтесь сговора Китая и России
Больше всех сегодня выигрывает Роснефть. Эта компания и Транснефть в 2009 году уже получили от Китая гарантии на 25 миллиардов долларов под строительство Восточного трубопровода, что поможет им снизить очень высокую задолженность. Поглотив недавно ТНК-ВР, Роснефть в очередной раз понесла колоссальные затраты, которые будут во многом компенсированы китайским авансовым платежом. Согласно имеющейся информации, размеры погашения задолженности до 2015 года у Роснефти составляют 6,6, 15,9 и 16,2 миллиарда долларов в год. Поэтому новое вливание капитала существенно улучшит ее балансовые показатели и позволит ей показать свое реальное состояние денежной наличности, хотя чистый оборотный капитал у компании сегодня со знаком «минус». Это поможет также ослабить будущие финансовые риски.
Кроме того, Роснефть явно стала сегодня основным поставщиком и экспортером энергоресурсов на Дальний Восток и в Азию. Поскольку этот регион становится для России все более важным рынком, политический вес Роснефти на фоне ее слабеющего конкурента Газпрома скорее всего будет увеличиваться.
Но на этом пути у Роснефти появляются тревожные сигналы. Китаю снова пришлось спасать ее от крупной задолженности, поскольку эта российская фирма создает колоссальную энергетическую инфраструктуру, которая будет обслуживать только Китай. А у Пекина масса других вариантов для покупки нефти и газа, включая Ближний Восток, Австралию, Индонезию, Центральную Азию и собственные месторождения, содержащие значительные запасы сланцевого газа, которые в настоящее время уже исследуются. Если Россия не сумеет проложить трубопроводы в Японию и Южную Корею, Китай станет владельцем действующих трубопроводов в Азии, а также всех будущих трубопроводов из этого региона. Россия, может, и делает деньги, но реальные рычаги влияния находятся в руках у Китая.
Читайте также: Амбиции Путина устремлены на Дальний Восток
Конечно, настоящий победитель здесь это Китай. Да, Россия получает огромное количество денег (которые она, если судить по недавнему прошлому, разбазарит) и заключает крупные сделки с Китаем, однако с другими странами Восточной Азии у нее имеются лишь весьма скромные соглашения.
Россия пытается привлечь западных партнеров, Японию, Южную Корею и даже Вьетнам к вложению капиталов в свою азиатскую энергетическую инфраструктуру, но реального успеха в этом деле она добилась только в сотрудничестве с Китаем. Такой исход естественно создает серьезный дисбаланс с потенциально негативными политическими и экономическими последствиями. Конечно, у России не будет таких рыночных рычагов влияния на Китай, которые Пекин настойчиво создает, чтобы воздействовать на Россию.
Эти новые соглашения, а также предыдущие, которые были подписаны в марте, обеспечивают Китаю доступ к арктическим месторождениям Новатэка и Роснефти, что ведет к усилению политических и экономических позиций Пекина в этом исключительно важном секторе. Новатэк вряд ли сможет навязывать Китаю свои цены; напротив, все как раз наоборот, поскольку у КНР есть масса других вариантов с поставками. Фактически проект на Ямале может теперь попасть в зависимость от китайского финансирования, а это далеко не лучший результат.
Китайские источники теперь сообщают о том, что развитие политических контактов позволит заключать больше крупных сделок с Россией. Последние контракты уже дали Китаю ряд важных преимуществ в его конкуренции с Южной Кореей и Японией на российском Дальнем Востоке. Китай также получит большие финансовые выгоды от тех кредитов, которые он предоставил Роснефти, и от тех условий, на которых сейчас вынуждена работать эта компания.
Также по теме: Россия делает ставку на поставки газа и нефти в Китай и Японию
Выгодно ли все это Роснефти и в целом России? Если внимательно проанализировать этот вопрос, возникают серьезные сомнения. Как сообщила недавно The Moscow Times, Роснефти придется изыскивать способы для увеличения пропускной способности трубопровода, идущего в Китай, а также искать нефть для его заполнения. В конечном итоге, для удовлетворения этих требований по поставкам придется пожертвовать интересами российских потребителей. Как пишет газета, Роснефть уже прекратила выполнять свои обязательства по поставкам газа на перерабатывающее предприятие, производящее топливо для внутреннего рынка.
Между тем, как уже было отмечено выше, баланс потребностей между Китаем и Россией явно в пользу первого, потому что Россия и Роснефть нуждаются в этих поставках гораздо больше, чем Китай. Новая сделка несомненно приведет к увеличению поставок в Китай нефти и СПГ, а также к укреплению его связей с Арктикой и к увеличению влияния на Россию. Но сумеет ли Роснефть выполнить свои новые обязательства? И даже если сумеет, действительно ли Россия добьется в Азии большего, чем уже имеет?
Все говорят, что время покажет, но здесь, похоже, другой случай. Кажется, Роснефть сумела убедить Пекин и Москву, что то, что хорошо для Роснефти, хорошо и для России. Однако у этого утверждения пока нет решительно никаких доказательств.
Стивен Бланк – профессор, научный сотрудник Института стратегических исследований (Strategic Studies Institute), занимающийся проблемами национальной безопасности.